Сегодня я хочу поговорить о нормах речевого развития ребенка. Многие слышали истории: «А вот я знаю ребенка, который до пяти лет молчал, а потом заговорил предложениями». Эта фраза очень коварна. Потому что у каждого ребенка свои причины отсутствия речи. То, что сработало для одного, может вообще не работать для другого. Поэтому важно понимать, на какие еще процессы нужно обращать внимание, чтобы ничего не упустить.
Я специально привожу нормы речевого развития с самого раннего возраста, чтобы было видно – речь не появляется внезапно. Кирпичик за кирпичиком, элемент за элементом – только так.
Итак, начнем с самого начала.
Представьте себе младенца. Ребенка без проблем в анамнезе, мы же говорим о норме. Его мозг совершенно здоров, но речи еще нет. Как будто компьютер уже работает, но программы в него еще не установили. И вот, начинается установка и длится она около трех лет. Проблема в том, что если у ребенка в этом возрасте случится инфекция, сопровождающаяся очень высокой температурой (40 градусов), судороги, травма головы (поэтому логопеды спрашивают об этом, собирая анамнез), то в речевом развитии могут наметиться проблемы. Естественно это зависит от сложности заболевания и возраста ребенка.
Итак, уже в начале третьей недели ребенок начинает сосредотачиваться на мамином голосе. А к концу 2-го мес. Ребенок не просто слушает, он начинает следить за лицом матери.
На 4 мес. демонстрирует "комплекс оживления": радуется родителям, гулит, активно двигает руками и ногами.
Появляются звуки - гласные А, Э, У, И, могут слышаться звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ;
К 6 мес. ребенок различает голоса близких, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать инструкции: "дай ручку", "иди ко мне".
Гласные: А, О, У, Э, И, Ы, могут быть звукокомплексы «оп-оп», «аи-аи».
Если ребенок не отзывается на имя, не оборачивается на звуки и речь, первым делом проверяем слух. Возможно направят к сурдологу, предложат сделать КСВП.
(КСВП) – это метод диагностики слуха, то есть выявления места поражения слуховой системы у детей и взрослых, и единственным надежным объективным методом оценки снижения слуха у новорожденных и младенцев, а часто и у детей младшего возраста.
В 9 мес. ребенок усваивает значение 8-10 слов, понимает самые частые инструкции: "Ешь, пей, открой рот, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим нос" и пр.
В это время развивается активное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит "тя-тя, па-па, ля-ля-ля, тетя, папа, па...дай...тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя". Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: "На, на, на...тятя".
По просьбе взрослого "дай" раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове "упал" или "бах", кладет игрушку на стол при слове "положи", умеет выполнять двух - и трехкратные действия по слову взрослого: "Найди собачку и дай мне", "Подними мячик и положи в ведерко".
В 10 мес лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.
В 11 мес. возникают слова "не", "да" с соответствующими жестами. "Дай ам" - просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит "дядя", на женщину - "тетя". Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит "лю-на" (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес. " Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мамма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да,да".
В 12 мес. начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: "Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог"; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то.
Также в год ребенок:
- Владеет 8-10 словами типа "баба, кис-кис, му, бэ" и др.
- Образовывает до 25 самостоятельных слов-названий предметов;
- Соотносит слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит "ав-ав", играет с самолетом -"тр-тр", смотрит на шарик и говорит "дли-ли", берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, "ням-ням .
- Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: "А!" - зовет мать, называя в другой раз ее "мама"; "у,би" - просит машину; мама, няня, тетя" - зовет взрослого.
- Появляются слова - предложения: "мама" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.
В 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. происходит скачок в формировании речи. Ребенок уже не тянется к предмету, теперь он его требует: «ябляко", "сяпка!", может добавить к просьбе слово «мама» или «папа».
Понимание речи также улучшилось: ребенок приносит по инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально.
- понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий,
- уже знает названия некоторых качеств предметов и оценок: большой, маленький, хороший, плохой.
В 1 г 9 мес. - 1 г. 11 мес. ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинках, где усы, уши. Говорит от 100 слов и больше (если называет корову – МУ, а гуся – ГА-ГА, это считается за слово!)
К 1 г. 11 мес. речь детей особенно активно развивается в играх с куклами, игрушками - животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, туг же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя".
В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.
В 2 г. 3 мес. ребенок может по картинке рассказать что-то взрослому и другому ребенку.
В 2 г. 4 мес, задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Так, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А это что такое, гусь или утка?"
В 2 г. 5 мес. - 3 г. ребенок, сравнивая предметы, результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Продолжается рост простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами (в 2 г. 6 мес), особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.
В 2 г. 7 мес ребенок может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.
К 3 годам продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в мало знакомых словах.
Итак, весь этот процесс занял у ребенка три года. Начиная с развития слухового внимания, реакции на звуки и на голос матери, пока он лежал в колыбели. То есть, если ребенок придет ко мне в три года, и у него ничего из этого не будет, откуда мы начнем занятия? Будем учиться поворачиваться на звуки. С самого начала. В этом процессе нет лишних звеньев. Нельзя перепрыгнуть половину и лихо начать болтать предложениями.
Сначала слуховое внимание. Потом ребенок должен научиться различать речевые звуки и начать их повторять (А,О,И,У и все остальные). Потом сложить их в слоги. Начать формировать лепетные ряды – ПА-ПА-ПА, Ма-Ма-Ма. И так далее.
А если у ребенка есть сопутствующие проблемы? Память, внимание, визуальное восприятие – эти процессы сохранны, или над ними тоже надо будет работать? Тему интеллектуальных нарушений здесь трогать не будем.
Благодарю вас за интерес к теме логопедии. Очень приятно читать неравнодушные отзывы.
Цель этой статьи - ответить на многочисленные вопросы "Ждать или нет?", "Все ли в порядке с ребенком в этом возрасте?", и "Что уже должно быть в определеннном возрасте?".
Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее и легче она будет решаться.
При подготовке к статье обращалась к источнику: Волкова Г.Л. «Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи».
Я здесь https://vk.com/logo_svetlana