Найти тему
Артем Литвинов

Театральная школа Петербурга vs Москвы

Сравнение актёрских школ будет представлено на примере Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, Санкт-Петербург) и Театрального института имени Бориса Щукина (Москва).

Российский государственный институт сценических искусств vs Театральный институт Бориса Щукина
Российский государственный институт сценических искусств vs Театральный институт Бориса Щукина

Почему мне пришла идея сопоставить театральную школу Петербурга и театральную школу Москвы, и на чём основывается это сравнение?

Дело в том, что мне удалось поступить с первого раза в театральный институт Петербурга (РГИСИ) на бюджетную основу, а через год, также пройдя необходимые испытания, поступить в московский ТИ им.Б.Щукина. Основываясь на полученном опыте, разбираю сходства и различия актерского обучения в лучших театральных вузах страны.

Несмотря на то, что исток один – техники и методы обучения различны:

  1. Отличие в теоретических предметах. В Петербургском вузе примерно такая же программа, что и в Москве, но почему-то никто не уделяет даже малейшего внимания таким предметам как История зарубежного театра, История зарубежной литературы, Всеобщая история, История ИЗО. Там (в Петербурге) можно было не ходить ни на одну лекцию и спокойно списать на экзамене, никто даже слова не скажет, в то время как в ТИ Б.Щукина (Москва) этим предметам уделяется огромное внимание и приравниваются чуть ли не к мастерству актёра. Это правильная позиция, поскольку актёр должен развиваться и быть ОБРАЗОВАННЫМ.
  2. Начало и окончание занятий. В Петербурге студентам дают возможность поспать после затяжного актерского мастерства, которое обычно заканчивается в 22 (а то и поздно) и ставят в расписании лекции на 10 или 11 часов. В Москве учеба начинается в 9:30, но заканчивается (официально) не позже 20. Конечно, никто так рано не уходит и занимается своими делами (репетиции, подготовки, поход в театр).
Вид из учебной аудитории РГИСИ (Санкт-Петербург)
Вид из учебной аудитории РГИСИ (Санкт-Петербург)

3. Мастера и художественные руководители. Важное отличие. Сравнивая конкретно с Щукинским институтом, можно обнаружить интересную вещь: в Щуке нет мастерских и мастеров, как это принято во всех других театральных вузах. Мастерские называют курсами, а мастеров – художественными руководителями. Обусловлено это тем, что в Театральной школе Вахтангова есть правило — Все учатся у всех. То есть, в каждый день недели приходит конкретный педагог по актерскому мастерству, и таким образом студент учится работать со всеми и у всех (что важно для дальнейших отношений с режиссерами). 5 дней актерского мастерства = 5 разных педагогов. эти 5 педагогов закрепляются за курсом на полтора года, а потом элементы школы заканчиваются и начинаются постановки отрывков из произведений. Тут студент может написать в листе пожеланий любых педагогов из института, с которыми бы он хотел поработать.

В Петербурге же мастер курса набирает несколько педагогов, которые будут на курсе до конца обучения, и работает с ними.

Афиша курса на информационной доске ТИ им.Б.Щукина
Афиша курса на информационной доске ТИ им.Б.Щукина

4. Братство. Существует понятие «Студийности».

«Студийность, — говорил Вахтангов — это прежде всего дисциплина. Нет дисциплины — нет студии».

В театральной Школе Щукинского института студийность играет огромную роль. Студийность – это когда все за тебя и ты за всех, когда Школа воспитывает профессиональных актеров определенного типа, единой эстетики. Театр — место подлинного творчества актера. Театр нельзя создать. Театр может образоваться только сам собой, сохраняя в себе и школу, и студию.

В институте все здороваются друг с другом по несколько раз на дню, помогают друг другу, дружат курсами, дружат с выпускниками Щукинского института, первый курс помогает на монтировках дипломных спектаклей четвертого курса, а четвертый курс помогает первому с Самостоятельным показом отрывков. Всё это и есть студийность – это и есть семья.

5. Боль. Это главный принцип театральной школы Петербурга. Без боли нет искусства, тебя должно что-то волновать до помутнения сознания, до слез, до потери пульса. Иначе незачем выходить на сцену и заниматься искусством. Тут работает принцип «Театр переживаний». Нужно спровоцировать студента на рассказ о болевом моменте для того, чтобы он понял, что произносимый текст должен быть наполнен его собственными живыми эмоциями, что каждая роль - исповедь!

Школа театрального института Бориса Щукина основана на принципе «Театр представлений». То есть важна игра, игра - в основе всего! И, если тебе трудно раскрываться, - просто представь себе, что это игра! Как в детстве, когда мы могли всё! 

РГИСИ
РГИСИ

6. Актёрское мастерство 1,5 часа???

В Петербурге актерское мастерство начинается примерно в 17 часов и заканчивается в 22 (а то и позже). Все эти часы курс отключается от мира и погружается в мир театральный. Все сидят в мастерской и смотрят друг на друга, после каждого этюда – общее обсуждение. Обязательно нужно фиксировать всё в актерскую тетрадь.

В Щукинском институте актерское мастерство поделено на две группы, где каждая занимается по 1,5 часа. Конечно, не всегда можно успеть подготовиться за 20-минутный перерыв, добежать до другого корпуса. Но нужно успевать! Занятие и программа в целом построена таким образом, что за эти 1,5 часа в день актерского мастерства ты успеваешь ВСЁ.

Вот некоторые пункты сравнения театральных школ Москвы и Петербурга. Здесь нет лучшей или худшей школы, каждый институт уникален и хорош по-своему, а в какой вуз попадешь – это уже решит за тебя судьба!

Урок сценичной речи в РГИСИ (Петербург)
Урок сценичной речи в РГИСИ (Петербург)

Помощь в монтировке дипломного спектакля 4ого курса. ТИ им Б.Щукина (Москва). Учебный театр.
Помощь в монтировке дипломного спектакля 4ого курса. ТИ им Б.Щукина (Москва). Учебный театр.