Сравнение актёрских школ будет представлено на примере Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, Санкт-Петербург) и Театрального института имени Бориса Щукина (Москва).
Почему мне пришла идея сопоставить театральную школу Петербурга и театральную школу Москвы, и на чём основывается это сравнение?
Дело в том, что мне удалось поступить с первого раза в театральный институт Петербурга (РГИСИ) на бюджетную основу, а через год, также пройдя необходимые испытания, поступить в московский ТИ им.Б.Щукина. Основываясь на полученном опыте, разбираю сходства и различия актерского обучения в лучших театральных вузах страны.
Несмотря на то, что исток один – техники и методы обучения различны:
- Отличие в теоретических предметах. В Петербургском вузе примерно такая же программа, что и в Москве, но почему-то никто не уделяет даже малейшего внимания таким предметам как История зарубежного театра, История зарубежной литературы, Всеобщая история, История ИЗО. Там (в Петербурге) можно было не ходить ни на одну лекцию и спокойно списать на экзамене, никто даже слова не скажет, в то время как в ТИ Б.Щукина (Москва) этим предметам уделяется огромное внимание и приравниваются чуть ли не к мастерству актёра. Это правильная позиция, поскольку актёр должен развиваться и быть ОБРАЗОВАННЫМ.
- Начало и окончание занятий. В Петербурге студентам дают возможность поспать после затяжного актерского мастерства, которое обычно заканчивается в 22 (а то и поздно) и ставят в расписании лекции на 10 или 11 часов. В Москве учеба начинается в 9:30, но заканчивается (официально) не позже 20. Конечно, никто так рано не уходит и занимается своими делами (репетиции, подготовки, поход в театр).
3. Мастера и художественные руководители. Важное отличие. Сравнивая конкретно с Щукинским институтом, можно обнаружить интересную вещь: в Щуке нет мастерских и мастеров, как это принято во всех других театральных вузах. Мастерские называют курсами, а мастеров – художественными руководителями. Обусловлено это тем, что в Театральной школе Вахтангова есть правило — Все учатся у всех. То есть, в каждый день недели приходит конкретный педагог по актерскому мастерству, и таким образом студент учится работать со всеми и у всех (что важно для дальнейших отношений с режиссерами). 5 дней актерского мастерства = 5 разных педагогов. эти 5 педагогов закрепляются за курсом на полтора года, а потом элементы школы заканчиваются и начинаются постановки отрывков из произведений. Тут студент может написать в листе пожеланий любых педагогов из института, с которыми бы он хотел поработать.
В Петербурге же мастер курса набирает несколько педагогов, которые будут на курсе до конца обучения, и работает с ними.
4. Братство. Существует понятие «Студийности».
«Студийность, — говорил Вахтангов — это прежде всего дисциплина. Нет дисциплины — нет студии».
В театральной Школе Щукинского института студийность играет огромную роль. Студийность – это когда все за тебя и ты за всех, когда Школа воспитывает профессиональных актеров определенного типа, единой эстетики. Театр — место подлинного творчества актера. Театр нельзя создать. Театр может образоваться только сам собой, сохраняя в себе и школу, и студию.
В институте все здороваются друг с другом по несколько раз на дню, помогают друг другу, дружат курсами, дружат с выпускниками Щукинского института, первый курс помогает на монтировках дипломных спектаклей четвертого курса, а четвертый курс помогает первому с Самостоятельным показом отрывков. Всё это и есть студийность – это и есть семья.
5. Боль. Это главный принцип театральной школы Петербурга. Без боли нет искусства, тебя должно что-то волновать до помутнения сознания, до слез, до потери пульса. Иначе незачем выходить на сцену и заниматься искусством. Тут работает принцип «Театр переживаний». Нужно спровоцировать студента на рассказ о болевом моменте для того, чтобы он понял, что произносимый текст должен быть наполнен его собственными живыми эмоциями, что каждая роль - исповедь!
Школа театрального института Бориса Щукина основана на принципе «Театр представлений». То есть важна игра, игра - в основе всего! И, если тебе трудно раскрываться, - просто представь себе, что это игра! Как в детстве, когда мы могли всё!
6. Актёрское мастерство 1,5 часа???
В Петербурге актерское мастерство начинается примерно в 17 часов и заканчивается в 22 (а то и позже). Все эти часы курс отключается от мира и погружается в мир театральный. Все сидят в мастерской и смотрят друг на друга, после каждого этюда – общее обсуждение. Обязательно нужно фиксировать всё в актерскую тетрадь.
В Щукинском институте актерское мастерство поделено на две группы, где каждая занимается по 1,5 часа. Конечно, не всегда можно успеть подготовиться за 20-минутный перерыв, добежать до другого корпуса. Но нужно успевать! Занятие и программа в целом построена таким образом, что за эти 1,5 часа в день актерского мастерства ты успеваешь ВСЁ.
Вот некоторые пункты сравнения театральных школ Москвы и Петербурга. Здесь нет лучшей или худшей школы, каждый институт уникален и хорош по-своему, а в какой вуз попадешь – это уже решит за тебя судьба!