Моё первое знакомство со вселенной Fallout произошло ещё в школьные годы. Насколько я помню, это была вторая часть. Огромный открытый мир постъядерной Калифорнии покорил меня с первой минуты. Дикарские стойбища, богом забытые городки, где ещё теплится цивилизация, заброшенные военные объекты и случайные встречи на пустынных дорогах — всё это вызывало ассоциации с романом Стивена Кинга «Стрелок», которым я зачитывался в детстве. Целью протагониста было найти легендарного устройства ГЭКК, способного вдохнуть жизнь в умирающую пустыню, и это ещё больше напоминало поиск Роландом Дискейном загадочной Тёмной Башни. Убежище 13 было где-то там, очень далеко, а пока герою под моим управлением приходилось истреблять крыс-мутантов в Кламате, наводить порядок в стонущей под игом работорговцев Дыре, делать нелёгкий выбор между криминальными семьями Нью-Рино... И всё это под завораживающий эмбиент, в котором слышались последние вздохи умирающего мира.
Несмотря на то, что в игре была пиксельная графика и вид сверху, мир воссоздавался в моей голове во всей полноте. В этом и прелесть старых игр - из-за ограниченных возможностей графики разработчики были вынуждены прибегать к вспомогательным способам — например, текстовому описанию. По сути, Fallout 2 стал для меня интерактивной книгой, сюжет которой писал я сам, повинуясь лишь общей задумке авторов. Прохождение этой игры заняло у меня не один месяц. Много раз я возвращался назад и переигрывал отдельные эпизоды, когда понимал, что мой выбор привёл к неправильным последствиям. Тем не менее, после завершения сюжета я был удивлён, сколько горя принесли людям некоторые поступки протагониста, несмотря на то, что я всегда старался поступать правильно. Возможно, иногда лучше не играть рыцаря с большой дороги и просто оставить всё, как есть? Кто знает, кто знает... К концу игры мой персонаж уже не был наивным юношей из Арройо, не Избранным, а человеком, которого наверняка до конца жизни будут преследовать кошмары.
После отличной второй части была не совсем каноничная, но не менее увлекательная Fallout Tactics. Если раньше компаньоны главного героя тащились за ним сами по себе и были относительно автономными, то теперь нужно было управлять целым отрядом, распределяя роли между персонажами для успешного выполнения миссии. Игра стала менее нелинейной — как-никак, мой персонаж был уже не дикарём, отправленным неведомо куда, а солдатом военизированной группировки «Братство Стали». Тем не менее, ничто не мешало покинуть базу и укатить в неизвестность на верном Хаммере, но выполнять задания генерала Барнаки было куда интереснее. Моральные дилеммы остались, но пройти мимо интересного для Братства бункера или населённого пункта уже не получалось. Честно сказать, игру я так и не прошёл до конца. Она мне наскучила где-то на половине. Многие миссии были слишком однообразными — проникнуть на объект, кого-то убить, что-то достать... Роль таких параметров, как интеллект и красноречие, была сведена к минимуму.
Затем я наконец установил себе первую часть. Знаменитую классику, сыграть в которую сейчас можно даже в браузере. Здесь мне всё показалось ещё мрачнее, чем в продолжениях. Даже цветовой фон мира был очень тёмным. Как будто ядерная зима закончилась совсем недавно, и небо ещё укрыто чёрными облаками. Цивилизация представлена лишь отдельными племенами рейдеров и посёлками на месте бывших убежищ, такими как Шейди Сендс и Джанктаун. Отличительной особенностью моего персонажа была способность «кровавая баня», позволяющая убить врага максимально жестоким способом. И да, вид разлетающихся пиксельных конечностей и внутренностей был в самом деле жестоким... Тем не менее, я старался проходить сюжет с минимум насилия, и даже финальный квест прошёл с помощью убеждения. Зато я был полностью удовлетворён тем, как наказан был смотритель Убежища 13, отправивший героя за водяным чипом. По канону он был казнён жителями где-то за кадром, но если вы играете в первый раз и наделены острым чувством справедливости — перк «кровавая баня» обязательно возьмите. В игре есть множество персонажей, заслуживающих наказания, и не всегда их поступки лежат на поверхности.
Поиграв в первые части Fallout, я понял, что в этой игровой вселенной нет героев без страха и упрёка. Души протагонистов распадаются вслед за жестоким миром, в который они попадают. Отправившись за водяным чипом, на поиски ГЭКК или Нулевого Убежища, вернуться прежним уже не получится.
Время шло. Появился более мощный компьютер, и загадочная третья часть перестала быть недосягаемой мечтой, а где-то на горизонте уже маячил New Vegas, о котором я прочитал в одном из выпусков «Игромании». Но это другая история. О знакомстве с 3D-вселенной Fallout я расскажу в следующих статьях.