Концепция (или модель) 4C — маркетинговая теория, предложенная в 1990 году профессором рекламы университета Северной Каролины Робертом Ф. Лотерборном. За счет своей клиентской направленности она завоевала большую популярность и сегодня доминирует на международном рынке и в академическом маркетинге.
В своем эмоциональном выступлении в университете профессор провозгласил:
Пора отправить на пенсию знаменитые "четыре Пи" Маккарти, лежащие в основе маркетингового образования в течение 20 лет. Когда Джерри Маккарти и Филипп Котлер предложили свой известный список — продукт, цена, место и продвижение — маркетинговый мир был совсем другим. В конце 1950-х все казалось таким простым. Рекламодатель продвигал продукт, установленная цена приносила прибыль, все, что было нужно — положить его на полку розничного магазина для послушного потребителя.
Концепция 4C основана на четырех основных «координатах» маркетингового планирования. При этом фокус маркетинговой деятельности перенесен с продукта на потребителя, в отличие от теории 4P, которой она пришла на смену.
В своем новом взгляде на маркетинговую концепцию Лотерборн поставил на первое место потребительские желания и потребности, ценность для потребителя, удобство покупки и коммуникации.
Элементами модели 4С являются:
- Cost: цена, стоимость, расходы для потребителя;
- Customer needs and wants (customer value): нужды и желания потребителей, потребительская ценность;
- Convenience — удобство для потребителя;
- Communication — коммуникация.
Заменив 4P на 4C, профессор выразил новую концепцию следующим образом:
✅ Потребитель. Забудьте о продукте (Product). Изучайте нужды и потребности покупателя (Customer wants and needs).
✅ Стоимость. Забудьте о цене (Price). Думайте о расходах потребителя (Cost to the customer) на удовлетворение его потребностей.
✅ Удобство. Забудьте об удобном месторасположении (Place). Думайте об удобстве покупки (Convenience). Интернет везде!
✅ Коммуникация. Забудьте о продвижении (Promotion). Правильное слово — коммуникации (Communication). Самая лучшая реклама — это создание диалога.
В следующих постах расскажем о теории 4P.
Знали про модель 4C?
👍 — Впервые слышу
🔥 — Учил в универе
Маркетинг. База
#маркетинг #теория #4С #концепция