Основоположник абстракции родился в Москве, в 1866 году, и до 30 лет не собирался становиться художником. Он получил юридическое образование, но практически не работал по специальности. Кандинского всегда тянуло к искусству. Поворотным моментом стала выставка импрессионистов в Москве, которая состоялась в 1895 году. «Стога» Моне поразили его настолько, что он решил полностью изменить свою судьбу и отправился учиться на художника в Германию.
В Мюнхене Кандинский получает академическое образование. В своих воспоминаниях он холодно отзывается об этом периоде, так как старое искусство было ему не близко, особенно ненавистной была работа с натурой. Художник начинает искать себя и новые способы творческой выразительности. Именно этому посвящена книга «О духовном в искусстве».
Василий Кандинский резюмирует итоги своих исканий, параллельно практикуя всё, что он описывает в теории. Он размышляет о роли художника и изображаемого. Много пишет о цвете и форме.
Например, каждый цвет по Кандинскому имеет два уровня воздействия на человека: внешний, эстетический и внутренний, духовный. В книге приводится целая теория цветов. Сам Кандинский обладал редкой способностью «синестезии» – изображать музыку через цвет. Считается, что определение звуков через какой-то цвет свойственно многим. Но соотнести зеленый цвет со средними тонами скрипки, а светло-красный — с фанфарами с призвуком трубы мог только Василий Кандинский.
Музыка играла важную роль в теории художника:
«Несмотря на точки соприкосновения с импрессионистами, стремление музыканта к внутреннему содержанию настолько сильно, что в его вещах можно сразу же почувствовать его душу со всеми её мучительными страданиями, волнениями и нервным напряжением современной жизни».
Дело в том, что музыка не может подражать формам природы, как это делает изобразительное искусство. Академическая традиция, которая чужда Кандинскому-новатору, предполагает как можно более точное подражание натуре. Василий Кандинский отказывается от этого принципа, ставя во главу угла, внутреннее содержание картины и то намерение, которое художник передает работе и которое затем считывает зритель.
«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.
Эту основу следует назвать принципом внутренней необходимости».
Таким образом, любая работа художника должна быть подчинена принципу «внутренней необходимости». Необходимости, прежде всего, обратиться к душе воспринимающего, а не к его разуму. Цветовое воздействие на глаз человека должно возбуждать в смотрящем возвышенные чувства. Одно лишь визуальное наслаждение поверхностно.
Кандинский подчеркивает важность баланса между внешним и внутренним. Духовно богатая работа не обязательно должна быть визуально непривлекательной. Однако, если картина написано «красиво», но без чувства, такая работа принципу «внутренней необходимости» не отвечает. Соответственно, сам художник должен быть достаточно духовно богат, чтобы подобный баланс в своей работе соблюсти.
После выхода в 1911 году, работу Кандинского «О духовном в искусстве» читали во всей германоязычной Европе. Сам художник входил в группу «Синий всадник», где кроме него были самые передовые деятели искусства своего времени. Кандинский незамедлительно пробовал свою теорию на практике и по его работам видно, что именно в 1910-е годы происходит переход к абстракции.
В 1914 году Кандинский вынужден покинуть Германию и вернется он сюда только в 1921 году, преподавать в Баухаузе. За время жизни в России он успеет развестись и жениться вновь, испытать творческий кризис, а также устареть. В начале XX века искусство в стране, только что пережившей революцию, развивалось так стремительно, что Кандинский с его абстракцией скоро стал никому не нужен.
В Баухаузе художник преподавал 7 лет и за это время успел создать 600 работ. Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых дорогих русских художников, но при жизни всё было не так однозначно. Точнее, всё стало однозначно плохо с приходом к власти Гитлера. Тогда картины Кандинского показали на знаменитой выставке дегенеративного искусства. До конца своих дней Кандинский не имел признания и еле сводил концы с концами.
Тем не менее, «О духовном в искусстве» остаётся, если не главной, то первой теоретической работой, посвященной абстракции. Многие мысли из неё о роли художника и принципе внутренней необходимости актуальны и по сей день.