В царской России любителей лёгкой наживы было не меньше, чем сейчас. На какие только ухищрения ни шли тогда мошенники, чтобы набить свои карманы. Взять хотя бы купцов! Недобросовестные представители этого сословия продавали глину вместо кофе, раздували гусей, добавляли в сливки мел для густоты, красили конфеты мышьяком. Частотность и величина таких афер выросли настолько, что Николаю II пришлось создать комитет по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. На какие хитрости шли и какие преступные схемы придумывали мошенники из народа и чиновники из дворянских семей – расскажем в этой статье.
Поддельный чай
Мошенников купцов Поповых прославила крупная афера с продажей контрафактного чая. Будучи однофамильцами настоящих чайных магнатов, братьев Константина и Семёна Поповых, они копировали упаковку их продукта, а внутрь неё насыпали подделку. Дельцы брали порцию качественного сырья, затем добавляли в неё дикие травы или использованную заварку, подкрашенную купоросом или сажей. Около десяти лет им удавалось дурить наивных покупателей, выдавая свой продукт за «китайский чай».
В конце концов братьев разоблачили и в 1888 году осудили. Следователям удалось выяснить, что эти «промышленники» подделывали ещё и лекарства. Примечательно, что старший брат Александр взял всю вину на себя. Его лишили купеческого звания и отправили на каторгу в Сибирь. Ивана Попова освободили от наказания.
Особняк губернатора
Коллежскому регистратору Павлу Шпейеру была противна его однообразная и скромная жизнь мелкого московского чиновника. Молодой человек решил проявить свой талант сходиться с людьми на новом поприще – он стал заниматься мошенничеством. В 1867 году он возглавил одну из самых известных преступных группировок дореволюционной России. В «Клубе червонных валетов» он развернулся по полной: подделывал документы и банковские чеки, занимался разбоем и кражами. Но прославила его афера с продажей особняка генерал-губернатора, князя Владимира Долгорукова. С ним Шпейер познакомился на балу.
Став хорошим приятелем князя, мошенник стал часто наведываться во дворец Долгорукова. Однажды он попросил товарища показать свои владения одному английскому лорду. Князь охотно исполнил просьбу друга, а через два дня обнаружил иностранца с чемоданами у себя на пороге. Оказалось, что Шпейер заключил с тем купчую, назвавшись хозяином особняка, а Долгорукова представив съёмщиком. Разразился ужасный скандал. По слухам, генерал-губернатору пришлось заплатить лорду отступные. Афериста вместе с членами его шайки поймали в 1877 году, их осудили за 60 совершённых преступлений. Поговаривают, что Шпейер сумел избежать правосудия и улизнул в Париж, где закончил свои дни, купаясь в шампанском.
Корона короля Сайтаферна
Шепсель и Лейба Гохманы были обычными купцами из Одессы. Когда под Очаковом на месте древнегреческого города начались раскопки, они увлеклись продажей поддельных ценностей. Доверчивым покупателям они представляли свои товары как сокровища с раскопок Ольвии. Исторического образования у братьев не было, зато оба были от природы наделены способностью продавать всё что угодно. Лейба изучал спрос на рынке антиквариата, а Шепсель переписывался с учёными и покупателями.
В 1896 году Гохманы продали Лувру фальшивую корону скифского короля Сайтаферна за 200 000 франков (сейчас это 4,6 млн рублей). Однако скоро обман вскрылся. После того, как археологи из разных стран высказали свои сомнения, во Францию приехал одесский ювелир Израиль Рухомовский. Это он на самом деле изготовил корону. Мастер не знал, что её хотят выдать за подлинник ради наживы. Когда он подтвердил, что экспонат ненастоящий и сделан им на заказ, его попросили доказать это. Рухомовский повторил часть орнамента, и сомнений ни у кого не осталось. Французским учёным пришлось признать, что артефакт – подделка. Гохманы вышли из этой истории сухими, так как Рухомовский сказал, что корону у него заказал «господин из Керчи».
Пенсии военных
Александр Политковский был выходцем из дворянской семьи и чиновником, который имел хорошую репутацию и уверенно поднимался по служебной лестнице. В 1839 году по протекции ветерана наполеоновских войн, князя Александра Чернышёва он возглавил комитет по делам раненых и инвалидов Отечественной войны 1812 года. На должности директора он придумал мошенническую схему и фальсифицировал дела военных. Политковский красочно описывал подвиги несуществующих героев, оформлял выплаты на их имена, а затем складывал полученные деньги в свой кошелёк.
Любопытно, что Политковского никто никогда ни в чём не подозревал. Современники так описывали его:
«Это был небольшой, пузатенький, черноватый господин, не представлявший в своей наружности ничего замечательного, за исключением манер, самоуверенных в высшей степени».
Ещё он обладал карточным талантом, который служил ему прикрытием: появление крупных сумм он объяснял выигрышем. Зимой 1853 года в его комитете началась проверка, но Политковский умер до того, как его разоблачили. Он скончался 1 января от яда. Неизвестно, сам ли он наложил на себя руки или с ним расправились по чьему-то приказу. Всего из императорской казны он успел украсть больше миллиона рублей (на наш пересчёт – это примерно 1,6 млрд рублей).
Королева воровского мира
Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак, более известная как Сонька Золотая Ручка, родилась в Польше в семье контрабандистов. В 17 лет она сбежала из дома в Варшаву, где вскоре выскочила замуж за Исаака Розенбада. Семейная жизнь быстро приелась молодой и деятельной женщине. Поэтому, бросив ребёнка и обчистив мужа, Сонька сбежала в Россию. Тут-то и развернулась её жизнь, достойная героини авантюрного романа. Кстати, в сериалах и фильмах Соньку показывают весьма привлекательной женщиной. Но в реальности она была далека от идеала. Вот так её описывали полицейские:
«Рост 153 сантиметра, худощавая, лицо рябоватое, волосы русые, карие подвижные глаза, нос умеренный с широкими ноздрями, губы тонкие, подбородок овальный, бородавка на правой щеке».
Не красота приносила Сонькиным авантюрам успех, а чудовищное обаяние, тонкая актёрская игра и изворотливый хитрый ум. Эта мошенница провернула множество афер. Одной из самых крупных можно считать дело банкира Догмарова. Сонька познакомилась с ним под видом некой баронессы Сан-Донато. Впрыснув шприцом в конфеты снотворное, она накормила ими банкира, а затем, когда он уснул, забрала ценные бумаги и деньги. Сумма её куша составила по сегодняшним меркам 65 млн рублей.
Сонька ещё очень долго промышляла кражами и грабежом, пока в 1885 году её не осудили и не отправили в ссылку на Сахалин. Там королеву воровского мира видел Антон Павлович Чехов. Он сравнил её с мышью и описал как седеющую женщину с «помятым, старушечьим лицом».
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!