Каждый в той или иной степени хочет выразить свою личность. Кто-то добивается успехов в спорте, преодолевая барьеры и рекорды, кому-то по душе развиваться в другом направлении, совершенствуясь в живописи, творчестве, мастерства в своем ремесле. Многие хотят также выделиться внешне.
Думаю, многие знают, что чувствуют девушки, когда встречают кого-то в таком же платье, так вот автотюнинг – это способ выделиться из тысяч серых и скучных автомобилей.
С английского «tuning» переводится как «настраивать». В этом слове вмещается то зерно, суть того, что происходит с авто в этом процессе. Изменить, улучшить не только внешний дизайн, но и технические характеристики автомобиля - главная задача тюнинга.
История возникновения тюнинга —
Как только автомобили вошли в наш мир, появилось огромное количество марок и моделей, появились как дешевые автомобили массового производства, так и дорогие, изготавливаемые по заказу в единичном экземпляре. Кратко рассмотрим, как изготавливали дорогие автомобили в начале прошлого века, этот период можно считать временем появлением тюнинга. Так как сам процесс создания дорогого автомобиля в те времена исключал возможность появления двойника. Ведь сначала в одной фирме заказывалось шасси (двигатель, рама, ходовая часть), а потом в другой фирме по индивидуальным пожеланиям заказчика изготавливался кузов. Таким образом, на одно шасси могло устанавливаться огромное количество кузовов от различных кузовных ателье, некоторые богатые господа могли позволить себе заказать не один кузов или кардинально переделать имеющийся. Получается, что дорогие автомобили в начале прошлого века были продуктом глобальнейшего тюнинга, в современном понимании.
Особенно активное развитие тюнинг как направление деятельности получил в послевоенные годы, а именно – в 50-х годах минувшего столетия, когда автомобили стали сходить с конвейеров сначала десятками, а потом и сотнями. Склонная к проявлению индивидуальности молодежь всеми силами желала сделать свое авто не таким, как остальные, и для автомобильного тюнинга наступил самый настоящий золотой век. Количество тюнинговых ателье начало расти, как грибы после дождя. В настоящее время автомобильный тюнинг представляет собой обширнейший рынок с миллиардными доходами.
Основные направления и стили тюнинга —
В настоящее время основополагающими аспектами тюнинга являются не столько технические характеристики транспортного средства, сколько его дизайн, компьютерное оснащение и акустика. Подобное произошло, потому что современные автомобили итак выпускаются с отличными техническими показателями, которые к тому же ограничиваются искусственно при помощи электроники. Но, несмотря на это, еще остались варианты для тюнинга двигателей, трансмиссии, подвески и тормозов.
Но вернемся к массовым моделям. Чтобы придать хоть какую-то оригинальность их стали красить разными цветами. Правда, ручным тормозом на этом пути стал один из родоначальников автомобильной промышленности, в частности массовых автомобилей, изобретатель конвейера Генри Форд со своим известным утверждением: «у нас клиент может приобрести любой автомобиль любого цвета, если, конечно, он хочет черный Ford Т». К счастью, позднее Ford Motor Company пришлось изменить свою позицию по этому поводу, для того чтобы удержать очень высокие позиции во всем мире. Однако и это не удовлетворяло некоторых покупателей жаждущих проявления собственной оригинальности. Кому-то хотелось более мощный двигатель, кое-кого не совсем устраивал дизайн и т.д.
Тюнинг в США —
В современном понимании тюнинг зародился в конце пятидесятых годов в США. Среди обеспеченной молодежи были очень популярны гонки на четверть мили (402 метра). Суть их такова. По сигналу два автомобиля срываются с места по прямому участку дороги длиной 402 метра, кто первый пересечет финишную черту, тот и победил. Все предельно просто - нет сложных поворотов, требующих виртуозной техники вождения, единственное, что требуется от гонщика это своевременное переключение передач. В конечном счете, победа практически не зависит от умений водителя. А зависит от денег вложенных в автомобиль для того чтобы сделать его более мощным и легким, а соответственно и более быстрым чем у соперников. Однако именно эти гонки частично положили начало тюнингу в его современном понимании. Если бы все выступали на серийных машинах (имеется ввиду, естественно, на самой быстрой модели из доступных на рынке), гонка могла потерять смысл, так как шансы у всех были бы равны. Поэтому в работу включилась инженерная мысль умельцев.
Сначала автомобили облегчали, таким образом, поднимая удельную мощность на килограмм веса автомобиля. Автомобили лишились задних сидений, запасного колеса, отделки салона и некоторых других элементов. Потом началась битва силовых агрегатов. Их дорабатывали, растачивая цилиндры, устанавливали механические нагнетатели и т.д. Некоторые мастера изловчились ставить на свои Ford Mustang или Chevrolet Corvette другие моторы, позаимствованные от грузовиков и, даже, от самолетов. А самые талантливые могли установить даже два двигателя. В результате появились гоночные машины, развивающие до 1000 л.с. и более. Далее, для того, чтобы двигатель подобной мощности был в состоянии как можно полнее реализовать весь свой потенциал, пришлось задуматься о сцеплении колес с дорогой. Ведь что толку от тысячи «лошадей» нет, если задние колеса беспомощно буксуют по асфальту, не имея необходимого сцепления с ним. Для решения этой проблемы на автомобили начали устанавливать специальные мягкие покрышки пониженного давления и различные спойлеры и антикрылья.
Однако в те времена ввиду отсутствия достаточных достоверных научных знаний об аэродинамике и понятия не имели, что поток встречного воздуха только после достижения скорости в 100 км/ч начинает становиться настолько сильным, что может оказывать существенное влияние на автомобиль. Но спойлеры и антикрылья, даже полностью не выполняя своих прямых обязанностей, смотрелись спортивно и агрессивно, а значит, радовали глаз, что уже немаловажно.
Стоит заметить, что гонки драгстеров породили одно из самых радикальных направлений тюнинга - хот-родинг. Сам термин - американское слово английского происхождения хот-род (hot rod) - это не что иное, как сленговое сокращение от hot roadster (горячий родстер), a roadster в свою очередь - сокращение от roadmaster, которое является инверсией от master of road (хозяин дороги).
Ход-родинг заключается в серьезной переделке старых автомобилей (преимущественно 30-50-х годов), цель которой - из невинного раритета сотворить чудовище с двигателем мощностью до 1000 л. с. и более, обладающее сумасшедшей разгонной динамикой. Внешний вид первоначальной машины может с большим трудом угадываться в хот-роде, да и то разве что знатоками автостарины. Такие автомобили очень быстро разгоняются, но имеют плохую управляемость, что и является наследием гонок по прямой на четверть мили.
Популярный американский тюнинг — Драгстеры, lowrider, lead sled, Rat look, DUB, Muscle и т.д.
Тюнинг ателье и его виды работ. США -
Roush Performance (1995г) — работы с проектированием, разработкой и производством высокопроизводительных компонентов для уличных и соревновательных гонок.
Callaway Cars (1977г) — Производитель специализированных автомобилей и инжиниринговая компания, которая проектирует, разрабатывает и производит пакеты высокопроизводительных продуктов для легковых автомобилей, пикапов и внедорожников.
Shelby American Inc (1962г) — производитель автомобилей с повышенными эксплуатационными характеристиками.
Так-же — Singer Vehicle Design (2009г); Hennessey Performance Engineering (HPE) (1991г) и другие.
Тюнинг в Германии —
- Теперь перейдем от американской истории тюнинга к европейской. Немногим позже в Европе, особенно в Германии, набирали популярность так называемые «кузовные чемпионаты». Там из кузовов серийных автомобилей вытряхивали абсолютно все (и «лишнее», и «не лишнее»), а затем устанавливали новый (или серьезно доработанный «старый») двигатель и другую ходовую часть. Также для устойчивости машины при движении по прямой и, особенно, в поворотах, на нее крепили аэродинамический комплект, состоящий из «юбки» (передние и задние спойлеры ниже бампера, а также накладки под пороги), заднего антикрыла и боковых накладок на крылья, которые вмещали в себя более широкие колеса, имеющие лучшее сцепление с дорогой.
Некоторые зрители этих соревнований тоже хотели иметь подобную «бешеную» машинку и заказывали их для себя у тех же фирм, которые занимались изготовлением данных автомобилей для гонок, но с более «цивильным» салоном и некоторыми другими отличиями, продиктованными эксплуатацией таких транспортных средств на дорогах общего пользования. После, когда хозяева этих фирм увидели всю прибыльность сего бизнеса, они серьезно задумались над возможностью постановки работы «на конвейер». В Германии это со временем выросло в огромную индустрию. Там даже существует ассоциация тюнинговых ателье.
Тюнинг ателье и его виды работ. Германия -
Mansory (1989г) — Фирма, занимающаяся модификацией автомобилей класса люкс. Работает над внешнем рестайлингом и повышением ездовых характеристик автомобиля.
Brabus (1977г) — специализирующееся в основном на моторном и кузовном тюнинге в первую очередь автомобилей марки Mercedes-Benz
Alpina (1965г) — компания производящая тюнинговые автомобили ручной сборки на базе BMW.
Так-же — ABT Sportsline (1896 г. как Auto-ABT c 1991г) и другие.
Тюнинг в России —
- Так что по большому счету можно было бы говорить о зарождении тюнинга вследствие потуг США и Германии. Хотя, следует заметить, что и Советский Союз идеи тюнинга тоже не обошли стороной. Первым проявлением тюнинга были правительственные автомобили. Ведь серийные ЗИСы, ЗИМы и ЗИЛы основательно отличались кузовом от переделок, созданных для различных парадов, например кабриолеты с разнообразной закрытой крышей, для которых даже специального названия типа кузова не придумали. Однако и простой люд в этом плане не дремал. Начиная от аэродинамических обтекателей на крышах кабин «дальнобойщиков» и продукции различного рода кооперативов на заре перестройки, производивших аэродинамические комплекты, колесные колпаки и решетки на светотехнику, заканчивая работами по доведению «до ума» силовых агрегатов и повальное увлечение установкой на «ГАЗ 21» «Волга» коробок передач и силовых агрегатов от «Волги» «ГАЗ 24».
Автомобильный тюнинг появился благодаря привередливым автовладельцам, которым их машины казались несовершенными. Правда, далеко не все из этих энтузиастов обладали инженерным образованием и чувством меры. Многие из их «улучшений» на деле лишь портили автомобиль — как внешне, так и внутренне. Так из огромного количества способов "прокачивания" машин выделилось целое направление — «колхоз-тюнинг».
Начиналось все довольно прозаично. Сразу после поступления в продажу первых массовых образцов машин отечественного производства стали выявляться их недостатки. Например, запотевающие фары, которые оказались плохо загерметизированными. Но есть проблема — есть и решение. Не самое очевидное и даже странное, но эффективное — налить в фару тормозную жидкость. Благодаря своим абсорбирующим свойствам она собирала в себя влагу, тем самым избавляя автовладельцев от проблемы. Так-же - оплетка на рулевое колесо, рукоятки кпп (розы, пауки, модельки машин) залитые в эпоксидке, накидка из деревянных роликов на сидения и тд.
Россию волна автотюнинга накрыла в начале 2000-х с появлением фильма Форсаж и игры NFS Underground. Многим настолько сильно полюбился весь этот стиль – обвесы, спойлера, неоновая подсветка, графика на бортах, что в каждом городе можно было встретить автомобиль, где владелец попытался сделать что-то подобное.
Тюнинг ателье и его виды работ. Россия -
TopCar (2004г) — Занимается тюнингом автомобилей премиум-сегмента. Компания является самодостаточным тюнинг-ателье, которое с самого начала было ориентировано на создание собственных проектов, без оглядки на других производителей.
GoshaTurboTech(GTT) (2009г) — Один из лидеров в сфере тюнинга и обслуживания автомобилей. На сегодняшний день компания обладает множеством международных достижений в области мощностного тюнинга и повышения производительности автомобилей.
LEVEL Performance (2021г)— это технический центр, который специализируется на высококачественном сервисном обслуживании, тюнинге и детейлинге автомобилей. Является лидером на рынке производства быстрых и мощных автомобилей.
Так-же — KHANN(2010г); Shirokai(2019г); LARTE Design (2012г) и другие.
Тюнинг в Японии —
Если нужно кратко охарактеризовать японский тюнинг авто, то идеальным вариантом станет выражение «концепция грубого мира». Именно так переводится название компании RWB (Rauh Welt Begriff) — ведущего ателье (кастом) Страны восходящего солнца, занимающего профессиональной модернизацией автомобильной техники буквально во всех уголках мира. Фирму основал в конце 90-х годов прошлого века непревзойденный тюнинг-мастер Акира Накаи сан. В Японии есть также масса и других предпринимателей и салонов, оказывающих услуги по доработке седанов, минивэнов, хетчбэков и других машин.
Страсть к индивидуализации личного транспорта у японцев обусловлена национальной философией синтоизма. Согласно концепции этого религиозного течения, все окружающие людей предметы или вещи являются ками — божествами с собственной душой. Каждое живое существо после смерти превращается в ками. Машины считаются именно такими божествами, которые нужно постоянно лелеять, в том числе и красиво наряжать, обеспечивая исключительную индивидуальность. Нередко, фанатичное стремление следовать уникальной философии шокирует не только обычных автолюбителей, но и ярых почитателей традиционных доработок автомобилей.
Япония тоже сыграла некую роль в истории развития. Молодежь, движимая риском и скоростью, в 60-х годах накрыло волной гонок, которые не были легальными. Дрифтинг - это определенная техника прохождения поворотов, требующая необходимого оснащения авто.Так как японцы увлекались дрифтингом, инженеры занимались разработкой новых способов придания мощи авто.
Бесспорно, японский тюнинг — особая автокультура с длинным списком своих, национальных особенностей. Их понимание позволяет понять мировоззрение и менталитет трудолюбивого народа Страны восходящего солнца.
Популярный тюнинг в Японии — JDM, VIP-Style, Fitment, Oni-kyan, Itasha, Dorisha, Kyusha, Yankee style, Dekotora и другие.
Тюнинг ателье и его виды работ -
RAUH-Welt Begriff (RWB) (1997г) — это тюнинг компания, базирующаяся в Японии, целью которой является вывести некоторые модели Porsche на новый уровень, как с эстетической, так и с производительной точки зрения.
Mugen Motorsports (1973г) — Занимается тюнингом автомобилей Honda и выпуском запчастей и дополнительного оборудования для них. Строит автомобили и двигатели для гоночных серий Japan Le Mans Challenge, Formula 3, Super GT и тд.
Wald International (1990г) — Изначально занималось разработкой и поставкой аэродинамических пакетов для японских машин. Позже салон стал взаимодействовать с рядом европейских производителей.
Так-же — HKS (1973г); Toyota Gazoo Racing (2007г); Nismo (1984г) и другие.
Если заинтересовало, подпишись, здесь будет море информации про мир авто. Я буду очень признателен)
Смотри канал так-же в телеграмм.