Найти тему

Опыт, это когда вместо вопросов «что, где, когда», на ум приходит только один: «зачем?»

Оглавление
Жизненный опыт помогает человеку адаптироваться к окружающей действительности, к людям вокруг, к динамичной смене задач. Нам кажется, что с возрастом каждый несёт свой огромный багаж знаний. Но вот количество приобретённых шишек и выполненных работ над ошибками у каждого разное. Кроме того, кто-то приобретает навыки ведения домашнего хозяйства, а кто-то осваивает в совершенстве секреты бизнеса.

Что представляет собой опыт

Как правило, это результат нашего взаимодействия с миром. В опыт формируются наши достижения, ошибки, удачные и неудачные сделки, общение с родителями, с учителями, коллегами. 

Можно сказать, что это набор эмоций и алгоритмов действия, которые выработались как результат определённых ситуаций. Сталкиваясь с задачей впервые, нам нужно время, чтобы обдумать, как поступить. В случае её неоднократного повторения время на осмысление сокращается, так как подключается опыт.

Общаясь с большим количеством людей, мы начинаем читать некоторые слова мимики и жестов. Это тоже результат нашего постоянного анализа и запоминания. Со временем человек, скрывающий правду, сразу выделяется из основной массы.

-2

Как появляется жизненный опыт

Преодолев какую-либо преграду на своём пути, человек не может утверждать, что теперь его опыта достаточно, допустим, для обучения других. Знания не приобретаются ежеминутно или ежечасно. Каждый день своей жизни мы сталкиваемся с определёнными трудностями, решаем различные задачи, впускаем в свою жизнь новых людей. Каждый шаг, каждый выбор - будущий опыт.

Нельзя сказать, что пожилой мужчина опытнее зрелого только потому, что прожил больше лет на этом свете. Если старец полвека провёл в одиночестве, медитируя где-то в горах, он способен дать совет по самоконтролю и саморазвитию, но не поможет фирме занять лидирующие позиции. А дело в том, что существуют разновидности опыта, которого мы набираемся.

Виды опыта

Для того чтобы багаж воспоминаний проработался и начал приносить пользу, необходимо теоретическое мышление и практические навыки. Теорию мы получаем примерно в первые двадцать пять лет. Нас учат родители: кушать, ходить, держать ложку, уважительно относиться к старшим, нам дают знания в школе, институте. Переступив порог в четверть века, конечно, многие продолжают приобретать новые знания, но они уже не льются в наши головы бесконечным потоком.

-3
  1. Житейский (витагенный) опыт - это то, что мы учимся делать для обеспечения собственного комфортного существования. Сюда входит зарабатывание денег, кулинарные навыки, понимание правил распределения белья по цветам для стирки. Благодаря этим знаниям мы правильно питаемся, находим время отдохнуть, не забываем о правилах гигиены.
  2. Социогенный опыт включает в себя наши социальные роли. Это умения, привычки, знания, приобретённые во время выполнения должностных обязанностей или общения с коллегами. Даже роль родителей, детей, родных - всё это требует навыков и опыта. 
  3. Позитивный основывается на приятных воспоминаниях, успехах в делах, положительных эмоциях от общения с людьми. Нам нравится удовольствие, которое мы испытываем с каждым таким положительным приобретением и хотим его повторить.
  4. Негативный опыт - это воспоминания о конфликтных ситуациях, расстройствах, грустных событиях и разочарованиях. Он тоже необходим. Это те самые ошибки, на которых мы все учимся.

Что даёт нам опыт

Порой можно услышать, что даже накопленный опыт не помог человеку справиться с какой-либо ситуацией. Здесь нужно понимать, что условия должны быть похожи на те, из прошлого, чтобы иметь возможность воспользоваться приобретёнными в то время навыками. Если же что-то в текущей ситуации изменено, можно сказать, что только часть опыта следует использовать.

Опыт - это результат нашей ежедневной работы, обучения, взаимодействия. Он похож на школьный предмет, освоив который в совершенстве, и через десятки лет при необходимости можно будет вспомнить его азы. Он позволяет не совершать одних и тех же ошибок, ударяясь о знакомый черенок уже надоевших граблей.