Мариано Фортуни, родившийся в Реусе в 1838 году и умерший в Риме в 1874 году, был самым известным на международном уровне испанским художником XIX века.
Его раннее открытие в творчестве света и цвета на широких просторах североафриканского ландшафта, в Марокко, побудило его сосредоточиться на работе с натуры, свободной от академических условностей.
Эта работа является этюдом и прекрасным примером того, как интерес к искусству Золотого века Испании сочетается в картинах Мариано Фортуни с пристальным изучением предметов, созданных на натуре. Один критик описал ее как удивительное анатомическое исследование. Как это часто бывает на картинах Фортуни, особенно в его этюдах, работа демонстрирует разную степень завершенности в разных зонах окрашенной поверхности. Приподнятое лицо старика с полузакрытыми от солнца глазами подчеркивает ощущение беспечности; его погруженность в чисто физические ощущения передана здесь с необычайной естественностью. Борода старика окрашена в голубоватые тона, что свидетельствует об острой наблюдательности Фортуни. Темный фон, выполненный в теплых тонах и составленный из накладывающихся друг на друга мазков кисти, позволяет фигуре мужчины выделяться на общем фоне.
"Одалиска" отражает мастерство художника в изображении обнаженной натуры чувственного типа, написанной с большей степенью свободы и реализма.
"Одалиска" Мариано Фортуни - это картина маслом на холсте, изображающая восточную женщину, лежащую на богато украшенном диване. Эта работа, созданная в 1861 году, является одной из самых известных работ испанского художника. Женщина изображена в изящной и чувственной позе с веером в руке. Диван украшен замысловатыми узорами и яркими цветами. Фортуни использовал технику живописи импрессионистов для создания тонких световых и теневых эффектов, придавая сцене глубину. Цвета, яркие и насыщенные, создавают экзотическую и таинственную атмосферу.
Иучение работ старых мастеров в Риме и в Музее Прадо позволило Фортуни глубоко постичь сущность живописи.
Виртуозность его техники, позволявшая ему воспроизводить текстуры, цвета предметов и фигур, а также отражения на них с новой визуальной интенсивностью, принесла ему огромный международный успех, начиная с 1869 года.
В издании 1883 года «Вестник изящных искусств» подробно рассказывается о картине "Выбор модели ":
"В картине художник представляет внутренний вид обширной и богатой залы в Palazzo Colonna, в Риме... Посреди залы видна группа почтенных профессоров академии св. Луки, собравшихся посмотреть на новую академическую натурщицу... Все эти господа стоят и смотрят, не могут насмотреться на ослепительную красоту поместившейся на черном мраморном столе раздетой молодой женщины, позирующей перед ними в качестве будущей присяжной натурщицы. Она только что сняла с себя живописный костюм, в котором преобладает синяя ткань, и он, вместе с белоснежною сорочкою, свалился со стола и мягкими складками рисуется на полу... Нагая, как богиня Афродита, стоит натурщица в полоборота, спиною к зрителю, и белокурая головка её, с красным цветком в золотистых волосах, видна только в профиль; но этого достаточно, чтобы прочесть на прелестном личике, не чуждом известной доли кокетства, выражение гордого сознания своей красоты. Она хорошо понимает, как нетрудно достанется ей победа над этими своего рода Парисами в напудренных париках, совершенно растаявшими пред ея прелестями».
Время, проведенное художником в Гранаде (1870-72) и Портичи близ Неаполя (1874), привело к новым открытиям в изображении фигур на открытом воздухе и к уникальной и самобытной ассимиляции различных влияний, в том числе японского искусства, в различных техниках, в которых он работал.
Фортуни время от времени писал крупные работы, например, огромную картину “Битва при Тетуане”, основанную на событиях марокканской кампании и представляющую собой прекрасный образец живописного репортажа, наполненного действием и энергией.
Однако более характерными являются его небольшие жанровые картины, наполненные мелкими деталями, работы, в которых предпринята попытка воссоздать изящество и очарование воображаемых сценок 18-го века.
«Испанская свадьба» сделала Фортуни всемирно известным художником, привела к большому спросу на его картины, сохранявшемуся в течение всей жизни художника. В картине в высшей мере проявились творческие способности Фортуни. Главными персонажами являются жених и невеста, окружённые друзьями и членами семей. Жених подписывает свадебные документы. Картина была написана в 1870 году, но изображённые на ней лица одеты по моде XVIII века, это касается прежде всего мужских костюмов и женских аксессуаров. Фортуни изображает шелк и кружево с исключительной точностью. Зритель почти слышит шелест тканей. Прециозная техника художника придаёт картине теплоту и глубину.
Вклад Фортуни в акварель, который был самым значительным в то время, проложил путь к возрождению этой техники в Испании, Италии и Франции, и сам он относился к ней с новой свободой мазка и интенсивностью цвета.
Как рисовальщик, он передавал характер всего, что находилось перед ним, точными, непосредственными и выразительными штрихами.
Его инновационный подход к офорту, основанный на технике, которая подчеркивала нюансы и ценность света, сделал его лучшим мастером глубокой печати столетия после Гойи.
Наконец, деятельность Фортуни как коллекционера, к которой он проявил свой незаурядный вкус, позволила ему собрать выдающуюся коллекцию работ, особенно в испано-морском стиле, которые послужили источником идей для его собственных творений. Установленные в его мастерской рядом с его картинами, эти работы создали эстетическую среду, объединившую искусство прошлого с живым творчеством в студии, которое станет образцом для его последователей.
Илья Репин в одном из своих писем писал:
«Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света».
Михаил Врубель в годы учебы получил почетное прозвище "Фортуни" за свою акварельную технику.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.