Часто задаваемые вопросы - как подчеркнуть сильные стороны голоса? Как устранить частотные проблемы? Как добавить объём? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в ряде статей!
Сведение вокала - это творческий и трудоёмкий процесс, требующий определенной подготовки и квалификации! Достаточно чуть покрутить ручку эквалайзера и голос стал ьесхарактерным, или стал мешать другим инструментам! Чуть больше компрессии и уже голос не сидит в миксе!
И так рассмотрим как подчеркнуть сильные стороны голоса, устранить частотные проблемы или избавиться от сибилянтов! Для этого надо понимать и знать в каких частотах "живёт" вокал!
Основные частотные диапазоны вокала!
Рассмотрим некоторые основные частотные характеристики вокала! Безусловно и верно что каждый вокал индивидуален, имеет свой тембр и в разных диапазонах звучит по разному. Тем не менее есть определенные общие характеристики! Рассмотрим их:
НИЗ
Чаще всего в районе низких частот голос подвержен фильтрации очень аккуратно! Лучше всего от низкочастотных шумов и гула избавляться ещё на этапе записи вокала с помощью "обрезного фильтра", который присутствует практически на всех студийных микрофонах! ( обычно обрезной фильтр настроен на обрез 75 Гц!) Чаще всего высокие голоса мужские и женские голоса обрезают в районе 100Гц и выше! Тут уже зависит от индивидуальности голоса! Все это нужно слушать. Низкие мужские голоса нуждаются в большем количестве низких частот и тут важно не переусердствовать!
Объемность и полнота голоса в районе 150 Гц!
Частенько из за недостатка вокальной технике голос звучит " тонко" и " в нос"! Или как принято говорить - " голосу не хватает мяса"!) Небольшое добавление этого диапазона добавляет сочности голосу!
Коробчатость и "пластмасса" в районе 500 Гц!
Часто вокал страдает от недостатка объёма и некоторой "платиковости" звучания. Если в этом диапазоне не обнаруживается причина такой коробчатости, можно подняться до 800Гц! Работать лучше узкой полосой эквалайзера, что позволит точечно решать проблему, не устраняя полезных частот на соседних участках!
Нозальные проблемы в районе 1000Гц!
Если вокалист поёт "в нос", то стоит ослабить частоты в этом диапазоне, однако делать это надо как можно деликатней! Иногда можно испортить вокал, так что лучше уж пусть голос звучит немного "в нос", чем будет безжизненным!
Эффект присутствия в районе 5000Гц!
Чтобы выдвинуть голос "вперёд" над другими игструментами необходимо добавить "эффект присутствия" именно в этом диапазоне ( плюс-минус). Это поднятие помогает вокалу найти свое место как основного интрумента в миксе!
И наконец сибилянты, "шипящие" и "свистящие"звуки - в районе 7000Гц и выше!
Такие звуки как "С", "Ч", "Ш", "Щ" "З" выбиваются и лишают естественность вокала. В них слишком много динамики и атаки! Происходит это по разным причинам, например когда вокалист слишком быстро стоит у микрофона!