Найти в Дзене
Lipetskmedia.ru

Как себя чувствуют элитные скакуны в липецкой глубинке

Самые статные домашние животные, отличающиеся необыкновенной памятью и умом. Породистые и гордые повелители бескрайних лугов. С ними бывает непросто, но всегда по любви. Разведением племенных лошадей Владимир Гутенёв занимается уже три десятка лет. За это время в селе Голиково Елецкого района создал настоящее поместье, жизнь которого кипит без остановки. Место обладает особой манящей энергией. Это неудивительно — обустраивалось оно с душой.

Первое, на что обращаешь внимание в усадьбе, — уютный, даже сказочный дом, скрывающийся за кронами деревьев. Его хозяин навстречу вышел не один. За ним потянулись животные, с интересом к новым гостям.

Рабочие лошадки

В детстве Вова видел лошадей только на картинках в книгах. Особенно его поразила сказочная повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Именно с неё началась мечта помогать животным, которая впоследствии привела его в ветеринарный институт. Изучая на латыни строение домашнего скота, он ещё больше утвердился в понимании: интересны ему только лошади. Возможно, дело в наследственности: предки Владимира разводили этих благородных животных.

Первым местом работы молодого специалиста стала лаборатория тренинга скаковых лошадей во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства, где со временем он стал заведующим. Параллельно окончил там аспирантуру, но защищать кандидатскую не стал — в 90-х не видел для себя развития в науке. Тогда и решился на рискованный шаг — начать своё дело с нуля, в глубинке, где от отца осталась дача. Именно там, в Елецком районе, как оказалось, идеальные природные условия для разведения лошадей. Чуть севернее — холодно, южнее — выжженная солнцем земля. А здесь трава зеленеет с середины апреля до ноября.

— Год я прожил в усадьбе без животных. Готовил территорию, изучал окрестности. А потом отправился в Ростов-на-Дону за своей главной мечтой, — вспоминает Владимир. — Там купил первых коней. Продали, конечно, самых плохоньких. Но для меня это было уже удачей. Понимаете, если человеку что-то запрещать, а потом дать, он забудет себя от счастья. В Советском Союзе нельзя было держать племенную лошадь в частном владении. И мне оставалось об этом только грезить.

Сейчас в хозяйстве десять взрослых лошадей и две молодые — донской и будённовской пород. Такой выбор не случайность, а принципиальная позиция. Как можно говорить о любви к Родине и притом разводить европейских? Донские лошади сыграли большую роль в победе русского оружия над Наполеоном, в Первой мировой и в Великой Отечественной войнах.

— Донская порода сложилась на землях казачества. О ней говорили так: «И под воду, и под воеводу». На такой лошади казак мог и в поле работать, и воевать, — рассказывает Владимир. — Однако для опытной кавалерии донские кони оказались недостаточно резвыми и высокими в холке. Так почти сто лет назад на конных заводах имени Будённого и Первой конной армии была выведена её улучшенная версия — будённовская. Отличить одну от другой сможет не каждый.

Ярким примером исключительности породы служат «выпускники усадьбы». Например, лошадь Бесстрашная демонстрирует потрясающие результаты на федеральных состязаниях по конкуру в Москве. А жеребёнка Бебута выбрали специалисты Кремлёвской школы верховой езды. В Волгограде он на «доращивании». Дело в том, что хороший кавалерист не садится на спину лошади моложе трёх лет — бережёт её связки и суставы. Травмируется жеребёнок — в будущем не покажет свой лучший результат.

Владимир впервые сел на коня будучи первокурсником ветеринарного института. В Омской области, где он с однокурсниками часто выбирался в тайгу.

— Мы познакомились с рабочими, у которых на содержании была старая лошадь. Я забрался на неё без седла и специальной подготовки, криво и косо, но это был момент абсолютного счастья, — вспоминает Владимир. — Когда тренировал лошадей на Центральном московском ипподроме, приходил к четырём утра. «Резвил» лошадь, а сам с улыбкой махал рукой пустым трибунам, представляя овации зрителей.

По стопам Владимира пошла и дочь Екатерина. Умелая всадница порой сама выступает на соревнованиях. А ещё помогает в хозяйстве: она — квалифицированный экскурсовод, со знанием дела и энтузиазмом знакомит гостей с усадьбой и её обитателями.

Кнут — не помощник

Усадьба всегда открыта для посетителей: на территории три старинных гостевых дома. Часто приезжают на выходные, а потом хотят остаться подольше. Больше всего постояльцам нравятся вечера, когда обычный ужин плавно перетекает в увлекательные беседы с владельцем поместья.

Владимир не любит слово «активности» и с улыбкой заменяет его на «вкусности». Их много: помимо верховой езды стрелять из лука, танцевать милонгу, рисовать с натуры и лепить из глины, побывать в кузнице, овладеть мечом и гусарской саблей. Последнее — особая страсть нашего героя.

— В гусарскую культуру я влюблён с детства. Вырос на советских фильмах, — делится Владимир. — К тому же, образ гусара неразрывно связан с лошадью. Они вместе во всех романтических книгах и кино. У меня две главные задачи в жизни — любить лошадей и радовать людей.

С обеими хозяин усадьбы справляется отлично. Регулярно устраивает праздники и фестивали. Любимый — «В гостях у старого гусара». Программу продумывает до мелочей, стремится к полному погружению в эпоху ХIХ века. Собирает команду — хочет вывести мероприятия для туристов на более высокий уровень.

Проникнуться атмосферой старой усадьбы могут не только люди, далёкие от сельской жизни и лошадей, но и опытные всадники. В хозяйстве проводятся скачки — настоящие, на протяжении двух дней и со сменой жокеев. Единственное отличие от классических — особая гуманность. Владимир не использует ни шпор, ни хлыстов — только истинные возможности наездника и лошади.

Дарующие крылья

В усадьбе появилось уже несколько поколений благородных животных. Любят и заботятся обо всех: от молодняка до «пенсионеров». У каждой лошади свои особенности характера, история рождения и жизни. Отсюда и имена: Малышка, Счастливая, Согласная, Бастард.

— Лошадь — стихия, которой управляет всадник. К его поведению, кстати, тоже есть ряд требований, — объясняет Владимир. — Человек со взрывным характером никогда не сможет поладить с конём. Наездник должен быть спокойным, способным принимать быстрые, но чёткие решения.

Люди не превосходят лошадей силой и реакцией. Однако, как не устаёт повторять Владимир Гутенёв, самая сильная мышца человека — мозг. И можно словами убедить животное, что оно просто не способно на плохое, не сможет прочинить вред седоку. Лошадь — не мягкая игрушка, рядом с ней нужно быть лидером. Наказывать только голосом, физически — никогда. А ещё важно хвалить за успехи и хорошее поведение. Схема общения очень простая.

Воспитание лошади и ребёнка ничем не отличается. Владимир прививает подопечным жеребятам с рождения правильные привычки. А память у них превосходная. Так что всё получается, как и задумано.

— Жеребёнок не осознаёт, зачем его забрали от мамы из тёплой конюшни, где он беззаботно резвился. А потом возить на себе тяжёлого человека — подчиняться. Естественно, хочется стряхнуть его. Тут и проявляется способность наездника к общению, — объясняет Владимир. — Важно показать, что скачки — не страшно, напротив, очень интересно. Если сделать это правильно, всё получится.

Даже те, кому ни разу не довелось контактировать с лошадьми, наверняка слышали о терапевтическом эффекте, который они оказывают. Существует термин «иппотерапия» — оздоровительная верховая езда, помогающая при психических расстройствах и неврологических заболеваниях.

— К нам приезжают дети, страдающие церебральным параличом. Их общение с лошадьми даёт потрясающий эффект, — делится Владимир. — Развиваются внимание, мышление, память.
Жители городов и особенно мегаполисов любят приезжать в усадьбу. В суете обычной жизни им крайне не хватает близости с природой и эмоциональной разгрузки. По той же причине обучение верховой езде с нуля набирает небывалую популярность. Человеку не даны крылья. Но он может обрести их, оседлав лошадь. Она дарит ощущение полёта. Перейти реку, преодолеть овраг или чащу леса, подняться на самую высокую гору — с ней всё становится возможным, — утверждает наш герой.

И глядя на него, в это невозможно не поверить.

Текст Алина ВАСИЛЬЕВА
Фото Анастасия ПЧЕЛОВА
Архив Владимира ГУТЕНЁВА