Найти в Дзене
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

Главный же вопрос — чему учить детей и студентов России?

Организация обучения на основе подвижности и обеспечения эргономичности архитектуры и мебели в школах и ВУЗах, это только основа для эффективного обучения, отвечающего потребностям современности и перспектив. Главный же вопрос — чему учить? — то есть какими знаниями и навыками должны обладать выпускники в своём большинстве. В истории всякая эпоха диктовала свои требования к системе образования. Не является исключением и эпоха, начавшаяся в середине ХХ века. Она кардинально отличается от прошлых эпох тем, что: - в прошлом (примерно до середины XIX века) множество социально значимых технологий, прикладных научных и технических знаний было практически неизменным на протяжении активной жизни поколения; - на протяжении всей истории скорость обновления социально значимых технологий, прикладных научных и технический знаний нарастала по отношению к частоте смены поколений в генеалогических линиях, и в период с середины XIX до середины ХХ века сравнялась с частотой смены поколений, а потом и пр
Главный вопрос — чему учить детей России?
Главный вопрос — чему учить детей России?

Организация обучения на основе подвижности и обеспечения эргономичности архитектуры и мебели в школах и ВУЗах, это только основа для эффективного обучения, отвечающего потребностям современности и перспектив. Главный же вопрос — чему учить? — то есть какими знаниями и навыками должны обладать выпускники в своём большинстве.

В истории всякая эпоха диктовала свои требования к системе образования. Не является исключением и эпоха, начавшаяся в середине ХХ века. Она кардинально отличается от прошлых эпох тем, что:

- в прошлом (примерно до середины XIX века) множество социально значимых технологий, прикладных научных и технических знаний было практически неизменным на протяжении активной жизни поколения;

- на протяжении всей истории скорость обновления социально значимых технологий, прикладных научных и технический знаний нарастала по отношению к частоте смены поколений в генеалогических линиях, и в период с середины XIX до середины ХХ века сравнялась с частотой смены поколений, а потом и превысила её.

Комментарий ниже.
Комментарий ниже.

Если рассмотреть жизнь человека как некий колебательный процесс, то можно увидеть следующее: до 20-25 лет, человек учится и активно в жизни общества не участвует, от 20-25 до 50 лет период наибольшей продуктивности в общественной деятельности человека, после 50 лет основная масса людей начинает уходить в свои проблемы и сторонится активной общественной жизни.

В итоге наиболее общественно значимым в жизни человека является период протяженностью около 20-25 лет.

Похожую закономерность можно выявить, если учесть средний возраст матери при рождении первого ребенка он тоже составляет 20-25 лет.

А вот частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества, в общем, такому же закону изменения подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически обусловленную информацию.

Поэтому назовём эту частоту обновления информации на внегенетическом уровне — “частотой социального времени”.

Соотношение частот биологического и социального времени и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.

Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме, особенно изменения в информационном состоянии общества, в технологических процессах, что требует постоянного обновления знаний.

В изменившейся логике социального поведения человек либо осваивает новые знания, пересматривает и изменяет свои стереотипы, либо оказывается на свалке истории.

- начиная со второй половины ХХ века на протяжении активной жизни одного поколения успевают смениться несколько поколений технологий, прикладных научных и технических знаний, и скорость их обновления достигла предела, обусловленного быстродействием психики людей в процессе освоения ими новой информации.

И соответственно, если в прошлые эпохи, освоив в детстве и юности некие знания и навыки прикладного характера, можно было ими жить всю жизнь, то в наши дни в некоторых отраслях скорость обновления знаний и технологий возросла настолько, что знания и технологии могут устареть быстрее, чем длится процесс получения высшего образования для работы в этих отраслях.

Так, например, в электронике элементная база обновляется 1 раз за пять лет, и соответственно вместе с элементной базой меняется всё: система отраслевых стандартов, методики проектирования техники, технологии производства элементной базы, продукции, технологии сервисного обслуживания и утилизации.

Между тем система образования (как всеобщего так и высшего профессионального), существующая в настоящее время, сложилась в прошлую эпоху, когда знания не устаревали на протяжении активной жизни поколения. Как следствие сутью учебного процесса в ней является загрузка в психику обучаемых готовых к употреблению знаний и навыков.

При этом в учебном процессе активной стороной является лектор, рассказывающий аудитории содержание учебного курса, или преподаватель, ведущий «практические» или семинарские занятия; а обучаемый является пассивной стороной, в обязанности которого входит выслушать и законспектировать лекцию, или выполнить некий набор стандартных заданий на практических занятиях и семинарах.

То есть система образования требует от обучаемого хорошей памяти или усидчивости «зубрилы», но не личностной инициативы и не познавательно-творческих навыков. Как раз наоборот: она подавляет их развитие.

А под процессом адаптации образования к меняющимся требованиям времени по-прежнему понимается определение того набора знаний и навыков, который должен быть загружен в психику обучаемого в процессе получения им образования.

Обновление в жизни цивилизации и в большинстве сфер профессиональной деятельности социально значимых прикладных знаний и навыков делает исторически сложившуюся систему образования не соответствующей потребностям современности и обозримой перспективы.

А поскольку подавляющее большинство её выпускников не освоили свой познавательно-творческий потенциал, в силу чего не способны сами вырабатывать новые знания и навыки, отвечая на «вызовы времени» и принимая на себя ответственность за разрешение тех или иных проблем по своей инициативе, повинуясь диктату совести.

Поскольку к каждому выпускнику невозможно приставить учителей, которые упреждающе знают, какие прикладные знания и навыки потребуются ему в будущем, то и система повышения квалификации, работающая на принципе предоставления доступа к той или иной фактологии, тоже оказывается не состоятельной, поскольку на освоение этой фактологии учителями также требуется время, в течение которого осваиваемая фактология может стать неактуальной.

Это означает, что систем образования, отвечающая потребностям безопасного развития общества в настоящем и в перспективе, должна быть ориентирована на освоение всеми методологии познания — гносеологии, то есть формирования эффективной личностной познавательно-творческой культуры всеми учащимися.

Однако Минобрнауки РФ построить такую систему образования не способен, поскольку ориентируется на решение прямо противоположной задачи: «По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что, по его мнению, «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm).

И он продолжает находиться в высоко должности помощника Президента РОССИИ...удивительно
И он продолжает находиться в высоко должности помощника Президента РОССИИ...удивительно

По существу «квалифицированный потребитель», если он не способен к творчеству по своей инициативе и ответственности за судьбы страны и человечества, — это паразит, а общество таких паразитов обречено на деградацию и исчезновение.

Иначе говоря, высший уровень в иерархии средств ведения «холодно-гибридной» войны, о чем мы писали в предыдущих статьях, должен осваиваться всеми выпускниками общеобразовательных школ, и тем самым общество должно быть защищено от манипулирования им и оказания на него эффективного воздействия вопреки его интересам.

Соответственно задача начальной школы — обучить ребёнка самоощущению, самоконтролю и навыкам создания настроения, которое позволяет легко осваивать готовые и вырабатывать с нуля новые знания.

Кроме того, начальная школа должна учить детей скорочтению в темпе листания страниц, а не чтению в темпе внутреннего монолога.

Скорочтение — необходимый навык для вхождения в процесс самообучения, поскольку с его помощью в психике индивида устанавливаются многовариантные связи между информационными модулями мировоззрения, что на уровне миропонимания в принципе недостижимо.

Поэтому благодаря скорочтению можно устранить большинство проблем общеобразовательной и высшей школы, связанных с перегрузкой учащихся.

Кроме того, если навык скорочтения освоен, то нет потребности в преподавателе как именно в лекторе. Процесс обучения становится интерактивным, поскольку в нём по своему активны обе стороны: и наставник, руководитель процесса самообучения, и учащийся. И это является стимулом к развитию познавательно-творческих способностей.

Тем не менее, и в этом случае сохраняется потребность в некотором минимуме знаний, которыми должны владеть все. Это касается как общеобразовательной школы, так и высшего профессионального образования. Разница только в том, что в процессе самообучения общеобразовательная школа должна выводить на минимум, позволяющий обществу быть культурно-целостным.

А профессиональное образование среднего и высшего уровня должно выводить на тот минимум, который позволяет войти в соответствующую профессию и далее в ней совершенствоваться. Причём важно, чтобы оба минимума включали в себя не только то, что стало основой более или менее успешной деятельности в тех или иных отраслях, но и сведения об ошибках прошлого и о проблемах, решение которых требуется в настоящем.

Чтобы приспосабливаться в нынешних обстоятельствах, человеку необходимо уметь овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни, а для этого надо уметь учиться самостоятельно, вырабатывать метод освоения новых знаний, о чем мы и постараемся говорить и далее, как в наших видео, так и в статьях, в постах.

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.