Найти тему

ГЛАВА 18. 1978

Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Обеденный перерыв на Шатурской ГРЭС во время производственной практики студентов энергетического факультета КПИ, Лето 1978
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Обеденный перерыв на Шатурской ГРЭС во время производственной практики студентов энергетического факультета КПИ, Лето 1978

Интересных и значимых для меня и моей любимой Родины событий и в Лето 1978 / 7486-7487 от РХ / СМЗХ хватало.

В Лето 1978 / 7486-7487 от РХ / СМЗХ СССР продолжилась традиция (о бедные недруги советских галош!) отправки на околоземную орбиту космических кораблей и орбитальных станций СССР. Только теперь начались ещё и совместные пилотируемые полёты по программе «Интеркосмос»: вместе с космонавтами СССР наши корабли отправляли на орбиту космонавтов социалистических стран, неприсоединившихся стран (таких, как Индия и Сирия) и даже капиталистических (таких, как Великобритания, Франция и Австрия) – https://en.wikipedia.org/wiki/https://en.wikipedia.org/wiki/Interkosmos.

И в этот раз не стану соблюдать общую хронологию Главы, а перечислю достижения советской космонавтики в это Лето одним блоком.

10 января / 32 Бейлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ состоялся старт космического корабля «Союз-27», пилотируемого экипажем в составе: лётчик-космонавт СССР Джанибеков В.А. и лётчик-космонавт СССР Макаров О.Г. к находящейся на орбите орбитальной станции «Салют-6» – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год

Скан-копия марки из коллекции Ивановых
Скан-копия марки из коллекции Ивановых

16 января / 38 Бейлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ экипаж в составе: лётчик-космонавт СССР Джанибеков В.А. и лётчик-космонавт СССР Макаров О.Г. возвратились на МИДГАРДЪ-Землю, но уже на корабле «Союз-26», т.е. впервые на орбите произошла ротация экипажей разных космических кораблей – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

2 марта / 2 Дайлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ состоялся старт космического корабля «Союз-28» с первым в истории программы «Интеркосмос» международным экипажем в составе: лётчик-космонавт СССР Губарев А.А. и космонавт-исследователь, гражданин ЧССР (Чехословацкой Советской Социалистической Республики) Ремек Владимир. А 10 марта / 10 Дайлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ, после выполнения программы полёта, этот международный экипаж благополучно возвратился на МИДГАРДЪ-Землю - https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

Рисунок в свободном доступе
Рисунок в свободном доступе

16 марта / 16 Дайлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ после 96 суток пребывания в космосе на МИДГАРДЪ-Землю вернулся экипаж в составе: лётчик-космонавт СССР Романенко Ю.В. и лётчик-космонавт СССР Гречко Г.М. Возвращение произошло на космическом корабле «Союз-27», на котором на орбитальную станцию «Салют-6» прибывал экипаж в составе: лётчик-космонавт СССР Джанибеков В.А. и лётчик-космонавт СССР Макаров О.Г. – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

Рисунок в свободном доступе
Рисунок в свободном доступе

15 июня / 26 Вэйлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ состоялся старт космического корабля «Союз-29», пилотируемого экипажем в составе: лётчик-космонавт СССР Ковалёнок В.В. и лётчик-космонавт СССР Иванченков А.С. к находящейся на орбите орбитальной станции «Салют-6» – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

Скан-копия марки из коллекции Ивановых
Скан-копия марки из коллекции Ивановых

А 27 июня / 38 Вэйлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ состоялся старт космического корабля «Союз-30» со вторым международным экипажем на борту в составе: лётчик-космонавт СССР Климук П.И. и гражданин Польской Народной Республики (ПНР) Гермашевский Мирослав. Экипаж возвратился на МИДГАРДЪ-Землю 5 июля / 5 Хейлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

26 августа / 17 Тайлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ в СССР стартовал космический корабль «Союз-31» с третьим международным экипажем по программе «Интеркосмос» в составе: лётчик-космонавт СССР Быковский В.Ф. и гражданин ГДР (Германской Демократической Республики) Зигмунд Йен. После выполнения программы полёта космонавты вернулись на МИДГАРДЪ-Землю 3 сентября / 25 Тайлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ. Причём вернулись на «Союзе-29», который доставлял на «Салют-6» лётчиков-космонавтов СССР Ковалёнка В.В. и Иванченкова А.С. То есть, ротация экипажей и их кораблей стала нормой пилотируемой космонавтики СССР – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

А на «Союзе-31» 2 ноября / 3 Айлетъ Лета 1978 / 7486 от РХ / СМЗХ на МИДГАРДЪ-Землю с орбитальной станции «Салют-6» вернутся лётчики-космонавты СССР Ковалёнок В.В. и Иванченков А.С. - https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

Профессия космонавта в СССР перестала быть экзотикой, хотя не перестала быть такой же героической, как работа на обоих полюсах МИДГАРДЪ-Земли, в шахтах, в авиации, на флоте и в других опасных сферах человеческой деятельности.

После неожиданного фиаско на любовном фронте, я «с головой ушёл» в учёбу, занялся восполнением пробелов в области классической литературы, музыки и живописи. Интернета тогда не было, зато была масса библиотек, книжных магазинов, музеев, в которых можно было приобрести нужную литературу и множество брошюр.

У мамы на работе была неплохая библиотека и отзывчивая женщина-библиотекарь, которая помогала с подбором, поиском и даже заказом книг.

Мама друга детства Юрчика Желтова, тётя Рагнеда, работала в библиотеке КубГУ. И это была ещё одна возможность при поиске литературы.

Я брал книги для чтения у дедушки Саши, тёти Тани (главный мой поставщик фантастики и детективов), да и у нас дома была интересная библиотека. И, конечно же, мы выписывали журналы «Вокруг света» (с приложениями), «Техника – молодёжи», «Наука и жизнь», «Юный техник», «Филателия СССР» и многое ещё что.

Не могу не вспомнить добрым словом старшего товарища мамы – Антонину Емельяновну Родионову. С ней было интересно беседовать на различные темы, а ещё у неё можно было взять почитать подшивки старых журналов, в которых были редкие произведения.

Фото из архива Ивановых и Рыжковых – мама Аида и Антонина Емельяновна Родионова
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – мама Аида и Антонина Емельяновна Родионова

И, безусловно, я многое получил от общения с моей любимой бабушкой Анной Сергеевной.

Она часто негромко пела задушевные русские песни, в детстве рассказывала интересные сказки и былины. А иногда просто осуждающий какое-то моё действие или бездействие взгляд заставлял меня задуматься или даже кардинально изменить какое-то моё решение.

Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Моя любимая бабушка Анна Сергеевна Рыжкова
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Моя любимая бабушка Анна Сергеевна Рыжкова

Дома у нас часто проходил совместный просмотр всевозможных оперетт, опер, музыкальных фильмов.

Как-то к нам в Краснодар приезжал Пермский театр оперы и балета. И мы с мамой Аидой ходили на оперу «Риголетто». К сожалению, акустика в театре оперетты, где мы смотрели оперу, тогда была так себе. Поэтому без микрофонов пение солистов было слабым по громкости. Но общее впечатление осталось неплохим.

Вспомнил поход в театр оперетты ещё по одной причине. В СССР действовала добровольная советская организация Добровольная народная дружина (ДНД), помогавшая правоохранительным органам в охране общественного порядка, охране государственной границы.

Рисунок в свободном доступе
Рисунок в свободном доступе

В «политехе» было своё отделение, подчинявшееся городскому. Город присылал график дежурств, а мы, рядовые дружинники, приходили в городское отделение и получали задание на патрулирование.

В одно из дежурств нам крупно повезло. В Краснодар приехала знаменитая в СССР группа Стаса Намина «Цветы».

Рисунок в свободном доступе
Рисунок в свободном доступе

Раздобыть билеты можно было бы попробовать, но переплата для студента слишком накладна. Поэтому, надо думать, что мы были очень рады такому подарочному дежурству. Тем более, что оно было не слишком «напряжным». Всё-таки, это был концерт с более или менее лирическим, душевным и патриотическим репертуаром.

Хотя одну паршивую овцу нам пришлось скрутить и передать милиционерам. Произошло это, когда «Цветы» исполняли песню «Поющих гитар», посвящённую узникам детского концентрационного лагеря Саласпилс.

В остальном всё прошло нормально. Репертуар концерта был посвящён упоминанию цветов во всевозможных песнях. И закончился потрясающе исполненной, с отличной аранжировкой и оформленной даже для дня сегодняшнего фирменной песней «Цветов» на стихи Расула Гамзатова – «С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою…»

Рисунок в свободном доступе
Рисунок в свободном доступе

Запомнилось ещё одно дежурство в ДНД с двумя случаями, связанными с весьма злоупотребившими алкоголем гражданами: один, скорее, комичный, а второй – вполне трагичный.

Я с моими друзьями-товарищами по группе, Виталиком Козубенко и Колей Гринём, патрулировали улицу Красную от улицы Северной до кинотеатра «Аврора». День был праздничный. Поэтому на вводном инструктаже нам порекомендовали не доводить дело до вызова бригад из вытрезвителя, а постараться довести товарищей до места проживания.

И ещё не дойдя до начала нашего маршрута, мы увидели на перекрёстке Красной и Северной раскачивающегося вперёд и назад гражданина, причём углы наклона у него были в мгновении от падения, но он стойко держался на ногах. Подойдя к нему, мы не без труда узнали, где он живёт, и предложили ему довести до дома. Он кивнул головой, а мы сопроводили его к троллейбусу, провезли пару остановок, не без пинка под пятую точку (потому что он вдруг не захотел выходить, вцепившись в поручни троллейбуса), чтобы ускорить процесс выгрузки. Провели его по тёмному переулку к дому, который он указал, и «осчастливили» его жену праздничным «подарочком».

После первой выполненной миссии мы несколько раз курсировали от Северной до кинотеатра «Авроры» и обратно, идя то по одной стороне улицы, то по другой.

И уже направившись на сдачу дежурства, мы услышали на перекрёстке улиц Красной и Хакурате визг тормозов и крик женщины. Как оказалось, нетрезвая гражданка оказалась под автобусом. На её счастье, под колесом оказалась только её нога. Виталик сбегал до ближайшего телефона и вызвал скорую, а я в это время оторвал рукав рубашки, скрутив его в жгут и с помощью Коли крепко перетянул ногу.

Дождавшись машину скорой помощи, мы решили немного сбить своё стрессовое состояние и не поленились пройтись снова до кинотеатра, заказать в его кафе коктейли с коньяком и немного расслабились (всё-таки праздничный день, да ещё в то время алкоголь в магазинах продавали с 11.00 до 19.00, да и сами магазины работали до 21.00).

Перед продолжением повествования этой главы хотелось бы сказать ещё несколько слов о чтении литературы. Что касается фантастики, приключений и детективов, то здесь у меня какого-то планирования не было, потому что на многие книги этих жанров была настоящая «живая» очередь – кто-то дочитывал одну книгу, передавал тебе, ты дочитывал какую-то книгу и передавал ещё кому-то.

Из фантастики в это Лето я читал Беляева, Днепрова, Ивана Ефремова, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого, «Солярис» Станислава Лема, что-то из Братьев Стругацких.

С классикой я поступал проще. Обычно я выбирал какого-то автора и сразу брал, например, у мамы в библиотеке Краснодарской краевой больницы несколько томиков его произведения. Библиотекарь уже знала, что читаю я быстро и не затягиваю с возвратом книг, поэтому я брал желаемое без проблем.

За Лето 1978 / 7486-7487 от РХ / СМЗХ СССР я одолел Александра Дюма, Оноре де Бальзака и Виктора Гюго (практически всё, что было в библиотеке). С возрастом я перечитывал вновь понравившиеся книги и читал ещё те, которые мне раньше не попадались.

Теперь несколько слов об изменении моего отношения к вопросам учёбы в институте.

Во-первых, я вернулся к испытанной школой практике подготавливать всё, что только можно заранее (таким образом у меня высвобождалось время на какие-то личные дела и развлечения, чтение книг).

Во-вторых, я перестал пропускать любые занятия будь то лекции или практики. Кроме-того, на практических занятиях я стал проявлять заметную активность, что сразу отмечалось преподавателями, помогать конкретными делами самим преподавателям, выступать на конференциях, участвовать на городских и краевых олимпиадах. На пятом курсе это принесёт мне два автоматических экзамена, один из которых был выпускным.

В-третьих, я стал серьёзно относиться к конспектированию как лекций, так и первоисточников.

Все эти перечисленные выше моменты в учёбе очень скоро дали свои плоды в виде изменения оценок с «удочек» на «отлично» и «хорошо». А это, в свою очередь, приносило моральное удовлетворение и… уверенность (а не как раньше самоуверенность) в собственных силах.

Поэтому, видимо, стоит отдельно рассказать о моей первой «пятёрке» в институте. И даже не потому, что это была «пятёрка», а потому, что во время её получения я понял, КАК НАДО проводить обучение ИНЖЕНЕРОВ.

А первую «пятёрку» мне принесла сдача экзамена по гидродинамике.

Так получилось, что лекции по гидродинамике нам читал один преподаватель (по фамилии Фель), а вёл практику и принимал экзамен другой (с фамилией Муронов).

Муронов, мягко говоря, недолюбливал только что появившиеся калькуляторы, но уважал студентов, которые умеют вести расчёты при помощи логарифмической линейки. И я с ним вполне согласен. Сегодня у всех есть компьютеры, смартфоны, прочие «примочки», а многие уже разучились считать в уме, не знают правил быстрого счёта (хотя мы в школе спокойно на листике бумаги извлекали квадратные и кубические корни). Из нас в институте готовили инженеров, но даже без батарейки в калькуляторе или при отсутствии света инженер в некоторых случаях должен был и мог решать производственные задачи. Выруби сегодня подачу энергии в одном регионе страны на длительное время и… Правильно – наступит своеобразный коллапс этого региона. Сейчас на счётах продавцы разучились считать (а зачем оно надо?), в столбик скоро разучатся. А сегодня мы задаём себе иногда вопрос: «Куда это пропали высокоразвитые цивилизации на МИДГАРДЪ-Земле после катастроф?» Ответ прост. Спецы сгинули, выжившие какое-то время пользовались техникой, требовавшей энергию, но, чтобы что-то строить новое, выйдя из катакомб, надо уметь считать хотя бы на листике бумаги… А, похоже, цивилизация настолько расслабилась и оказалась во власти машин, что считать в столбик уже мало кто умел… И вот пришлось всё начинать сначала.

Такое вот получилось лирическое отступление.

Но возвратимся в аудиторию, где шла сдача экзамена.

Многие парни (и я в их числе) в нагрудном кармане пиджака держали логарифмическую линейку (правда не уверен, многие ли могли на ней хорошо считать). На экзамене можно было пользоваться ЛЮБОЙ справочной литературой. Кроме вопросов в билете Муронов не задавал дополнительных (так сказать, «вширь»), но… Фишка была в том, что по самому вопросу он копал «вглубь» пока не видел, что ты знаешь его достаточно хорошо. Инженер должен УМЕТЬ ХОРОШО СООБРАЖАТЬ и… ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. Вот к чему подводил нас этот замечательный преподаватель.

И вот, отвечая на вопросы билета, мне приходилось, действительно показывать, на что я способен в вычислениях на логарифмической линейке и анализу полученных на ней результатов с точки зрения инженера. Моя аналитика была удостоена оценки «отлично». Я ликовал!

А впереди меня ещё ждали два курса обучения и немало приятных воспоминаний.

После сдачи экзаменов третьего курса нас ожидала первая производственная практика. Мне довелось провести её на реконструкции Шатурской ГРЭС. Ребят устроили слесарями третьего разряда. И я считаю правильным, чтобы инженер сам на себе попробовал нелёгкий труд рабочих при строительстве тепловых электрических станций, труд персонала различных цехов, инженеров смен и т.д.

Мне и ещё нескольким ребятам пришлось заниматься подготовкой к монтажу всевозможной станционной арматуры, заготовкой деталей отдельных видов металлоконструкций. Работали в основном шлейф-машинками, зачищая фаски вентилей, нарезая по заданным размерам, уголок, швеллер, тавр. К концу практики мы уже научились наживлять сваркой металлоконструкции, чтобы профессиональному сварщику оставалось только наложить качественные швы.

Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Обеденный перерыв на Шатурской ГРЭС во время производственной практики студентов энергетического факультета КПИ, Лето 1978
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Обеденный перерыв на Шатурской ГРЭС во время производственной практики студентов энергетического факультета КПИ, Лето 1978
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Там же

Приведённые выше фото говорят только об одном – молодёжь во все времена остаётся молодёжью, а студенты – студентами.

Что несколько шокировало нас, жителей Краснодара, так это обилие хороших импортных вин из ЧССР, ВНР (Венгерской Народной Республики), Испании, Португалии, которые практически никто не покупал (разве что мы набрали домой на разные праздники). И огромные очереди работяг в дни, когда в магазины завозили дешёвые портвейн «Агдам» и «Веру Михаловну» – «Вермут». То есть дешёвое вино покупалось исключительно для того, чтобы быстрее опьянеть. И это удручало…

Я на выходные ездил к московским тётушкам и сёстрам. И старался привезти по возвращению в общежитие, в котором мы жили в Шатуре, какие-нибудь «вкусняшки» для ребят.

Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии
Фото из архива Ивановых и Рыжковых – Пиво и рыбка из Москвы для ребят в общежитии

Каких-то особых развлечений после работы в общежитии не было: карты, нарды, чтение книг. Да пару раз ходили в местный ресторан.

Кое-что за практику даже удалось заработать и купить подарки маме и бабушке.

Что для меня осталось загадкой – это оценка «удовлетворительно» за производственную практику в дипломе (как будто и не работал, как все). Но боюсь, что отгадка банальна: эта гадость – привет от несостоявшейся тёщи, которая ещё работала в деканате.

5 декабря / 36 Айлетъ Лета 1978 / 7487 от РХ / СМЗХ в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан, который круто изменит жизнь в моей любимой Родине, многих граждан СССР и членов моей семьи – https://ru.wikipedia.org/wiki/1978_год.

Если мои «политеховцы» что-то вспомнят о практике в Шатуре, я дополню эту главу.

А пока на сегодня это все воспоминания.

До встречи в 1979!

БЫТЬ ДОБРУ!