Найти в Дзене
aba_anna

Шаги к красивой речи. Звукопостановка - корректируем нарушенное звукопроизношение.

В интернетах последнее время ходит красивый термин «звукопостановка». Сразу хочется спросить, а где подготовка к постановке звука, где автоматизация, где дифференциация смешиваемых звуков?

Коррекция нарушенного звукопроизношения - это очень серьезная вещь. В ней от качества предшествующей работы зависит результат того, что логопед делает сейчас.

Коррекцию нарушенного звукопроизношения можно сравнить с лестницей, где каждая ступенька должна быть не просто красивая, а еще и прочная, и быть на своем месте.

Что же надо знать логопеду? Надо знать правильную артикуляцию звука - это то, как должна работать каждая мышца в артикуляционном аппарате, что должны делать голосовые складки, какой должен быть выдох. В упрощенном виде все видели красивые схемы артикуляционных укладов. Так вот, для того, чтобы поставить звук, надо знать не только эту схему, но и то, какие органы артикуляции и как произносят этот звук.

Надо знать, какие именно артикуляционные движения и как их нужно выполнять, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к правильному звуку. Для каждого звука есть свои артикуляционные упражнения - те движения органами артикуляции, которые говорят нам о том, что звук можно поставить, или о том, что надо еще много работать, чтобы поставить правильный звук.

Тифлокомментарий. Ребенок показывает язык.
Тифлокомментарий. Ребенок показывает язык.

Поэтому мало просто выполнять артикуляционную гимнастику, надо ее делать правильно. Это как в тренажерном зале: мало просто пользоваться тренажерами, надо это делать правильно, чтобы был хороший результат. Пример неверного выполнения артикуляционного упражнения «Лопаточка» (оно же «Блинчик») вы видите на фото.

Именно поэтому мы берём занятия с тренером в тренажёрке. Именно поэтому для коррекции нарушенного звукопроизношения идем к логопеду.

Надо уметь поставить звук. Существует всего 4 приёма постановки любого звука и пятый - смешанный. Раскрою их в следующей статье. А вот как именно применить эти приемы - зависит от мастерства логопеда.

Надо уметь слышать оттенки звука, чтобы отличить правильное или неправильное произношение звука. Логопеды очень много времени отводят не только развитию фонематического слуха у детей, но и развитию своего фонематического слуха. Профессионалы на слух отличают разные варианты неправильного произношения звука и могут, услышав неверный звук, сказать, где располагается язык, губы, зубы при произношении звука, как идет воздушная струя.

Для того, чтобы подготовить органы артикуляции к постановке звука и сделать эту постановку легко, у логопедов есть подготовительный этап, о нем тут: