Приветствую вас, дорогие читатели! Наверняка многие из вас в недоумении от названия статьи: как какая-то порочная связь кого-то с кем-то вообще может обречь целую Европу на что-либо?! И уж тем более на исламизацию! Ведь подавляющее большинство европейцев - христиане! Но тем не менее, такой случай имел место. И хотя до тотальной исламизации дело не дошло, остался значительный след в истории континента. Но обо всём по порядку.
На протяжении многих столетий старушка-Европа, колыбель Западной цивилизации, представляла собой некий "христианский клуб" (цитируя Р. Эрдогана, несколько лет назад поставившего вопрос "ребром" о принятии Турции в ЕС) и была населена почти без исключений белыми людьми... Даже белая раса была названа в честь этого континента. Но так было не всегда и не везде, не во всей Европе, если быть точнее.
Если "присмотреться" к одному большому полуострову на юге континента, можно заметить существенные отличия в архитектуре от "общеевропейской", а также особенности местной культуры, национальных традиций, и даже визуальные этнические отличия от других европейцев.
Как вы уже поняли, речь о Пиренейском полуострове. Старый архитектурный облик Испании и Португалии выражен в эклектическом сочетании европейских и мавританских художественных стилей. Народный испанский танец фламенко, резко отличающийся от многих европейских, имеет мавританские "истоки", подхваченные местными цыганами, до того бежавшими из рушащейся Восточной Римской империи (Византии). Сами испанцы и португальцы в большинстве своём смуглые и темноволосые - тоже генетическое наследие мавров. И только лишь игры с быками - коррида и забеги по улицам - являющиеся местными национальными традициями, уходят корнями в Доисторическую Иберию. Кстати, второе название Пиренейского полуострова - Иберийский.
Возможно, кто-то задался вопросом: что значит "мавританский" и кто такие мавры? На самом деле, мавры - это многозначный термин, но чаще всего его применяют к арабам и берберам из северо-западной Африки, находящихся под властью расширяющегося Омейядского халифата, и завоевавшим в VIII веке этот самый Иберийский полуостров. Началось завоевание в 711 году. К тому моменту арабы уже успели захватить Северную Африку и выйти к берегам Атлантики (современное Марокко).
Иберийский полуостров в тот момент занимало варварское Королевство вестготов со столицей в г. Толедо, возглавляемое королём Родерихом, который был занят войной с васконами (современными басками) на севере полуострова.
Арабам для перехода через пролив между Европой и Африкой был нужен плацдарм, на роль которого идеально подходил город Сеута, расположенный на африканском берегу в самом узком месте пролива, формально принадлежащий Византии, а по факту - независимый, из-за большого отдаления от метрополии. Но эту крепость ещё нужно было взять...
Местный правитель Сеуты Юлиан всячески отбивал атаки арабов, ища поддержки у вестготов на противоположном берегу и налаживая с ними дипломатические и культурные связи. И даже отправил свою дочь Флоринду ла Каву в Толедо на воспитание при королевском дворе. Да и безопаснее ей там будет, вдали от осаждаемой арабами Сеуты, - решил Юлиан... И прогадал.
И здесь мы подходим к ключевому моменту. Вестготский король Родерих воспылал страстью к юной Флоринде (ко скольким воспитанницам он там ещё воспылал, останется загадкой) и дерзко надругался над дочерью союзника. Быть может, это наговор, и всё было по обоюдному согласию (что тоже вполне вероятно), но в любом случае, Юлиану такой расклад пришёлся не по душе, и король Родерих стал для него личным врагом.
И то ли из жажды мести, то ли от безысходности, правитель Сеуты решил сдать город арабам. Но этим не закончилось, Юлиан не только сдал им город, но и предоставил флот для переправы через пролив. И настоятельно советовал мусульманам идти вглубь полуострова на Толедо, столицу вестготов.
Возглавлял поход арабский полководец Тарик ибн Зияд. Высадка на противоположном (испанском) берегу семитысячного арабского войска состоялась неподалёку от скалы, названной впоследствии в честь полководца - "Скала Тарика" (араб. طارق جبل - [Джебаль Тарик], в течение последующих столетий трансформировалось европейцами в Гибралтар).
Разбив войско короля Родериха у реки Гуадалеты (близ г. Херес-де-ла-Фронтера, родины винного сорта "херес") и убив его самого, арабы захватили Ко́рдову с Ма́лагой на юге полуострова и двинулись на север, к столице... Которую тоже захватили.
За следующие 10 лет мусульмане значительно расширили свои владения как на самом полуострове, так и к северу от него, уже за Пиринейским хребтом (Тулуза и нынешний Лазурный берег Франции), а ещё через 10 лет смогли достичь центральной части современной Франции, в ту пору - Франкское государство.
Успеху арабов способствовали раздоры между местной знатью, с одними представителями которой они умело заключали кратковременные ситуативные союзы против других.
Однако в дальнейшем мусульманам помешала их же жадность: завоёвывая и грабя города один за другим, они старались увезти с собой дальше в поход как можно больше награбленного, тяжёлые и медленные обозы снижали мобильность, а следовательно, и скорость их продвижения.
Другим серьёзным противником арабов стал король Астурии Пелайо, разбивший их отряды в битве при Ковадонге в 722 году, и, как принято считать, тем самым положил начало длительному периоду Реконкисты - постепенного отвоевания христианами Пиренейского полуострова, растянувшемуся на столетия...
Ну и конечно главным их препятствием стал майордом франков Карл Мартелл, который, забыв о распрях с герцогом Аквитании Эдом Великим, пошёл на помощь последнему и разбил арабское войско в битве при Пуатье (нынешняя центральная Франция) в 732 году. Так он и вошёл в историю как "спаситель Европы от арабов".
Кто знает, не будь такой "консолидации" европейских правителей, и не будь арабы такими захапистыми при разграблениях, быть может мы бы сейчас лицезрели другую Европу? Хотя глядя на нынешние западные тенденции, уже и не знаю, какой будет Европа в ближайшее время...
Впрочем, история не терпит сослагательных наклонений, а потому вернёмся к событиям VIII века. В последующие десятилетия после битвы при Пуатье мусульмане были вытеснены христианами обратно за Пиренеи. На южных склонах этого хребта образовалась т. н. Испанская марка - "буферная зона" из множества мелких христианских графств.
Что же касается мусульман, вытесненных за Пиринеи, но оставшихся и закрепившихся на полуострове, к 756 году они создали самостоятельный Кордовский эмират, в 929 году преобразованный в Кордовский халифат, со столицей, как можно догадаться, в городе Ко́рдова (юг нынешней Испании).
Новообразованное исламское государство процветало. На полуостров прибывали мусульмане-поселенцы из северной Африки, а также из Сирии и Аравии. Оставшиеся христиане стали облагаться налогом, а также были подвергнуты многочисленным запретам, что делало их людьми второго сорта.
В середине X века халифат был на пике своего могущества, но уже к концу века центральная власть ослабла, и в 1031 году произошёл распад на множество мелких эмиратов. Это, конечно же, поспособствовало Реконкисте, которая, тем не менее, закончилась лишь в 1492 году завоеванием последнего мусульманского оплота на юге - эмирата Гранада. К слову, в том же году Христофор Колумб отправился из Испании исследовать путь в "Западную Индию".
Многовековой период мусульманского владычества оставил ощутимый след в истории полуострова, значительно повлиявший на формирование Испании и Португалии во многих аспектах. Как уже было сказано выше, это культура и традиции, архитектура и искусство, а также генетическое наследие, заметно отличающее испанцев и португальцев от других европейцев. Сейчас эти страны привлекают туристов со всего мира своим особым колоритом, богатой историей и уникальной эклектической архитектурой. Было бы сейчас всё это великолепие, если б вестготский король Родерих был менее дерзким и похотливым по отношению к дочери своего союзника, и не спровоцировал бы последнего на вражду и предательство? Ох, опять я со своими сослогательными наклонениями, которых история не терпит))