Найти тему

Классификация правонарушений по степени общественной опасности

Базовое деление правонарушений это классификация по степени общественной опасности. Обычно выделяют категории в зависимости от тяжести и вреда, наносимого обществу.

Административные правонарушения это нарушения, которые обычно связаны с нарушением социальных правил и норм, например нарушения правил дорожного движения, нарушения строительных норм, нарушения в сфере налогообложения и другие соответствующие нарушения. Они обычно не носят серьезного характера и наказываются штрафами, арестом на 15 суток или другими мягкими мерами наказаний (санкциями).

Уголовные правонарушения это более серьезные несоответствия поведения людей закону, которые связаны с нарушением уголовного права. Это действия, которые считаются уголовно наказуемыми, такие как убийство, ограбление, изнасилование и другие серьезные преступления. Наказания за уголовные преступления могут варьироваться от лишения свободы до штрафов и других санкционных мер.

Преступления особой тяжести это преступления, которые включают в себя наиболее серьезные действия, представляющие особую угрозу обществу. К ним относится терроризм, организованная преступность, нарушение прав человека, а также некоторые виды уголовных преступлений, например и военные преступления. Наказания за такие преступления очень суровы и подразумевают длительные сроки лишения свободы или пожизненное заключение.

Классификация правонарушений по степени общественной опасности различается в разных юрисдикциях и странах, а законы определяют, какие действия считаются административными правонарушениями, уголовными преступлениями или преступлениями особой тяжести. Эта классификация огромное значение для определения мер наказания и правовых последствий правонарушений.

Классификация преступлений по степени общественной опасности сильно различается в зависимости от законов принятых в государстве и мнения общества на эти законы. К примеру, во многих странах мира, включая США, высшей мерой наказания (санкции) является смертная казнь. В тоже время в Европе и в России сейчас высшей мерой наказания является пожизненное заключение, и степень тяжести преступления не имеет значения.

Важно понимать, что содержание законов напрямую связано с политической системой страны. С идеологической тоски зрения есть три вида права: марксистское, либеральное и национальное. Марксистское право действовало в СССР[1] и сейчас действует в Китае, на Кубе, в КНДР. Его уникальной особенностью является то, что оно признаёт высшей ценностью труд, закрепляет триумф науки над религией, а материального над духовным. Важнейшую роль в этом праве играет государство и почитание его, как высшего авторитета.

Либеральное право действует в Европе, США[2] и большинстве стран мира. По Конституции 1993 года[3] Россия формально, всё ещё, либеральное государство. Особенности либерального права в том, что высшей ценностью оно признаёт человека, личность и индивида. Человек считается более важной фигурой, чем государство. Духовное равно материальному, а наука равна религии. Степень участие государства в жизни общества стремится к ослаблению. Либералы хотят, чтобы вместо правоохранительных структур за соблюдением законов следило само общество.

Национальное право это право действовавшее в России до революции 1917 г. Оно действует в наше время в Иране[4]. Россия сейчас стремительно движется в сторону этого права от либерального. Оно подразумевает приоритет религии над наукой, а духовного над материальным, триумф национального права над международным. Государство ставится выше личности и человека, а в основе жизни людей находятся традиции и заветы предков, образ жизни предков. В таком праве процветает жёсткая иерархия, культ старших и подчинение исполнителей руководителям, которое стёрто в других правовых системах.

В разных трёх системах принципиально различно трактуется сам принцип «общественной опасности». Для марксистов особо тяжкие преступления это любые преступления направленные против человека труда, в том числе ведение бизнеса, ростовщичество, наличие собственности, сдача чего-то в аренду, перекупка вещей и т.д.

Для либералов особо тяжкие преступления это преступления против человека и личности. Интересы человека для либерала выше, чем интересы государства, поэтому в такой правовой системе осуждается насилие в принуждение в любом виде и поощряется только гуманизм и убеждение. Само право является позитивным, т.е. стремится к смягчению любых наказаний, даже за самые тяжкие преступления. Отмена смертной казни это идея либералов.

Для националистов особо тяжкие преступления это преступления против религии, традиций, законов предков и привычного уклада жизни людей, который, чаще всего, тянется из века в век. Основная задача такой правовой системы это борьба со всем новым и закрепление религиозных, национальных или расовых особенностей людей, их защита от атеизма или ассимиляции. Лучшим примером такой модели права являются Иран и Афганистан. Россия в наше время находится между либеральным и национальным правом. В нашей стране уже принят целый ряд законов идущих в разрез с либеральным правом и являющихся элементами религиозной модели права, однако, при этом, либеральные законы, принятые в нашей стране в девяностых годах, никто не отменял, и эти нормы права продолжают действовать.

Поэтому понятие «степень общественной опасности» является очень тонкой вещью, носящей больше политический и идеологический характер, чем правовой. Это очень чётко видно на примере законов КНДР и Ирана. В КНДР нельзя прилюдно демонстрировать, что ты веруешь в Бога, потому что там господствует марксистская атеистическая материальная культура. В Иране, наоборот, невозможно прилюдно демонстрировать, что ты атеист и лучше не афишировать тот факт, что ты не мусульманин. Это исламская республика с исламской моделью права.

[1] Конституция СССР 1977 года. [Электронный ресурс] https://k.sssr.su/1977/4/

[2] Конституция США. [Электронный ресурс] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

[3] Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс. Надёжная правовая поддержка, 2023 [Электронный ресурс] https://goo.su/lbtR5

[4] Конституция Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru/?p=83