Одна из самых сакральных мантр поднимающих головы адептов сталинизма, это безусловно индустриализация СССР начала тридцатых годов прошлого века. Как вложили в головы советским детям байки про нищую Россию, ковырявшую тощие пашни деревянной сохой, так они в этом дурмане и пребывают. Но о чем умалчивают сталинские идеологи мироточа восторгом от масштабов и результатов индустриализации. Ну во первых, сталинская индустриализация началась с перезапуска промышленности Российской империи, которой в красной истории якобы не было. Во вторых, ее проводили с помощью капиталистов-империалистов в основном из США и Германии. В третьих, о цене которую пришлось заплатить стране и ее народам за промышленный рывок. В четвертых, об истинной цели осуществленной программы. (Подробности в следующих статьях)
Сталинский промышленный рывок был в принципе не возможен, без индустриализация конца девятнадцатого, начала двадцатого веков, которая осуществлялась темпами, не менее впечатляющими нежели сталинская.
Императоров даже упрекают в директивном навязывании аграрной стране, промышленного революции. Капитализация страны ставится под полный контроль государства, дабы избежать всех негативных последствий дикого капитализма. Плюс минус та же система, которая практикуется и сейчас. Она не идеальна, имеет как плюсы, так и минусы. Главное, обходятся императоры при этом без горы трупов и ГУЛАГа. Итак в 1887 году страна имеет 36,1 млн. пудов чугуна, 276,2 млн. пудов угля, 35,5 млн. пудов стали, 155 млн. пудов нефти. Через тринадцать лет к 1900 году, 176,8 млн. пудов чугуна (4,89 раза), 986,4 млн. пудов угля (3,57раза), 163 млн пудов стали (4,59раза),631,1 млн. пудов нефти ( 4 раза).
Невиданными темпами идет строительство железных дорог. С 1880 года по 1917 построено 58 тыс. километров жд. путей, при общей протяженности в 81 тысячу. В рекордные, даже для середины 20 века сроки, строится Транссибирская магистраль, становой хребет Российской державы по сей день. 7 тыс. километров, самая длинная железная дорога в мире. Возможна была бы сталинская индустриализация без железнодорожной сети? Ответ очевиден. Станки и оборудование поступали в морские порты, другой логистики из США просто не было. Портовая инфраструктура тоже была построена отнюдь не товарищем Сталиным. Одновременно развивается паровозостроительная индустрия, тот самые Харьковский танковый завод, ногами из Харьковского паровозостроительного завода.
После 1900 года темпы роста замедляются, но остаются достаточно высокими. Начинается разработка месторождений нефти в Баку и страна выходит на первое место по добычи углеводородов. Россия продолжает оставаться аграрной державой, но процесс индустриализации постепенно, без социальных потрясений выводит ее в передовые промышленные державы мира. Вот например мнение классика и видного экономиста Ф.Энгельса, высказанное им в 1891 году - " Россия очень много потрудилась над созданием крупной национальной промышленности" (ц). Уровень жизни населения неуклонно растет, вплоть до Первой мировой войны. Способствует этому и идущая рука об руку с индустриализацией, Столыпинская аграрная реформа. Еще характерный признак той эпохи - расходы бюджета на образование за период с 1894, по 1914 годы вырастают в семь раз. Рост расходов на образование втрое, превышает рост расходов на оборону. Ежегодно открывается 10 тыс. школ к 1914 году их откроется 130 тыс. Это как то не стыкуется с красной байкой о поголовно безграмотной России. Хотя советская историография не скрывала , что отец Владимира Ульянова был жалован дворянским титулом, за выдающийся вклад именно в развитие народного образования. К 1913 году, доля России в мировом промышленном производстве составляет более 8% - четвертое место после США, Великобритании и Германии. По темпам роста промышленности Россия уверенно выходит на первое место в мире. Первая мировая не нанесла ущерба промышленности, скорее даже наоборот.
Немного истории флагманов царской промышленности. Харьковский паровозостроительный ( будущий советский танковый ). Начат постройкой с нулевой отметки в 1895 году, в 1897 году начинается выход готовой продукции. Основная продукция паровозы. Идет постоянная реконструкция и модернизация завода, открываются новые производства. Во время ПМВ завод работает в том числе на оборону.
Путиловский, тот самый, чьи рабочие крушили самодержавие, а потом их расстреливали уже большевики. Набор выпускаемой продукции, от миноносцев и орудийных башен для броненосцев, до паровозов и экскаваторов. На этом заводе в 1902 году разрабатывается и производится признанное лучшей в мире артсистемой, знаменитая русская трехдюймовка. Третий в Европе промышленный гигант, после заводов Круппа и Армстронга.
Николаевские верфи. Те самые на которых во время ПМВ были построены три современных линкора-дредноута, а в 1900 году печально знаменитый ББ "Потемкин". Серьезно модернизированы в период с 1911 - 1914 годы. Именно на их базе развернется строительство советского ВМФ и гражданских судов.
Рука об руку с индустриализацией пошла и знаменитая Столыпинская реформа. Два ее момента. Стоимость сельхозорудий в 1900 году составляет 27 млн. рублей, в 1913 году уже 111 млн. рублей. Самым серьезным образом увеличивается количество агрономов, едва не в десять раз. В 1913 году страна собирает рекордный урожай. Растет уровень жизни на селе, что соответственно стимулирует и рост промышленного сектора, производящего т.н. товары народного потребления. Классическое развитие, через рост уровня внутреннего потребления. По этому пути сейчас пытается идти Китай.
Немного об уровне жизни рабочих. Продолжительность рабочего дня в 1913 году составляла 10-11 часов. Это абсолютная норма для всех промышленных держав того времени. При этом выходных и праздничных дней, было больше чем в других странах - по одним данным 90 дней, по другим все 110. Средняя зарплата была второй в мире и по уровню покупательной способности уступала 15% только штатовской. Достаточно серьезные экономисты считают, что уровень жизни рабочих в 1913 году, в СССР был достигнут только к началу шестидесятых.
«Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия — слесарь — я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40—45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый — 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо — копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же — сильно поднялись…» из воспоминаний Н.С.Хрущева.