Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству. К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя
В 2024 году исполняется 25 лет со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Это достаточный срок, чтобы подвести итоги, связанные с историей его канонизации, рассказать о его подвижнической жизни и оценить духовное наследие, которое он оставил.
О ком еще, кроме протоиерея Романа, можно сказать, что он во время одного из жесточайших гонений в истории Христианской Церкви в XX столетии создал полноценную церковную общину – Братство ревнителей и проповедников Православия, в которое вошло несколько сот человек, и в течение десяти лет, вопреки всем невзгодам, поддерживал его деятельность? Он поистине был пастырем добрым.
На каждого человека отец Роман смотрел как на врученное ему Самим Богом духовное чадо. Пророческим оказался его сон, который он видел, когда ему было пять лет. Он видел себя пастырем среди овец. Одни овцы были белыми, другие – серыми, а третьи – черными. И он стал мыть их в реке. И те, что были белыми, приобретали сияющую белизну; те, которые были серыми, становились белыми; а черные овцы при попытке отмыть их кусались и с криком убегали.
Основная часть пастырского служения протоиерея Романа прошла в Москве в храме святителя Алексия, митрополита Московского, располагавшемся в Глинищевском переулке. Храм этот был закрыт сразу же после ареста отца Романа в 1931 году и разрушен в 1934 году. В 1938 году на месте, где стоял храм, по проекту архитектора А.С. Щусева был построен жилой дом, в котором разместилась музей-квартира известного режиссера и актера В.И. Немировича-Данченко и поселились многие советские актеры.
А еще недавно в этом месте, в храме святителя Алексия, шла глубокая духовная работа. Духовные дети еженедельно приходили к протоиерею Роману на откровение помыслов – практика, давно исчезнувшая во многих монастырях, но позволявшая приобрести навыки трезвенной жизни. Его прихожане осмысленно читали Священное Писание. Изучив евангельский текст, кто-то один писал реферат, который затем зачитывался всем. Обычно христианин ощущает себя таковым в пределах храма, а за его порогом, когда он выходит в мир, приступает к своей работе на предприятии или в учреждении, иногда совершенно забывает, что он ученик Христов, что перед ним единственный образ для подражания – Христос и те, которых Он называл Своими друзьями, – святые. Отец Роман учил своих духовных детей воспринимать мир целостно, что и в миру, на светской работе, они должны оставаться прежде всего христианами, а их работа – не что иное, как жизненное послушание, которое при добросовестном его исполнении становится средством нравственного совершенствования и приобретает глубокий духовно-нравственный смысл. Его община была в каком-то смысле монастырем в миру, но без отгораживающих от мира монастырских стен и монашеских обетов. Христианами, живущими в миру и живущими в монастырском братстве, по существу даются в крещении одни и те же обеты, и христиане не могут различаться принципиально как христиане первого и второго сорта. Христос не положил ни перед кем различия при исполнении заповедей и для всех предначертал узкий путь спасения, но каждому в соответствии с его талантами и дарованиями.
Священноисповедник Роман был одним из тех немногих пастырей, который многочисленную и разнообразную по характерам людей паству сделал христианской, дал людям ощутить близость Христа. Дал им то церковное, что человек не променяет ни на что – ни на земную славу, ни на материальные блага.
Полный текст статьи читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви": https://fond.ru/materialy-o-novomuchenikakh/publikatsii/925-arkhimandrit-damaskin-orlovskij-stremit-sya-nepreryvno-k-sovershenstvu-k-25-letiyu-so-dnya-obreteniya-moshchej-svyashchennoispovednika-romana-medvedya
Проект по созданию фильма о священноисповеднике Романе Медведе реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив фондкультурныхинициатив.рф