Найти тему

Дон Грегорио: от Дона до Мадонны (Часть 2)

Недавно я сподобился посетить "отчий дом" знаменитого ростовско-итальянского художника Григория Шилтяна, что сподвигло меня на продолжение рассказа, начатого здесь. Снаружи это строение (доходный дом П.Н. Хармаджева, хотя по данным справочника "Весь Ростов и Нахичевань н/Д. 1913 год", дом принадлежал уже братьям Шилтовым, Егору и Ивану) на углу переулка Семашко ( бывш. Николаевского) и улицы Шаумяна ( бывш. Дмитриевской) выглядит сейчас так.

А это "внутренности" парадного подъезда. К сожалению старинные резные двери его были заменены на новые тупые металлические. На предпоследнем снимке в галерее приводится фотография 70-ых или 80-ых годов прошлого века, где видна историческая дверь. А на последнем нынешняя дверь сейчас. В верхней части видна ажурная старинная решетка.

Именно в этом подъезде в годину Гражданской войны Григорий попрощался с матерью, после чего навсегда покинул Ростов-на-Дону. Вот как сам Шилтян пишет: "... 20 ноября 1919 года стало поворотным днем моей жизни. ...Выйдя из дому на заре в поисках новостей, я встретил знакомого, который рассказал мне, что сегодня ночью с товарного разъезда будет отправлен эшелон с ранеными и тяжелобыльными. ....Я вернулся домой в большом волнении, мне предстояло принять главное решение своей жизни. Я тешил себя надеждой, что расстаюсь с родными месяцев на шесть, ну максимум на год. Не может же продолжаться так долго эта кошмарная бойня! ... Было девять часов вечера. Мы решили в последний раз поужинать вместе, но никто не сумел проглотить ни куска. ... Я обнял младших брата и сестру и спустился по лестнице вместе с матерью, которая несла керосиновую лампу. На пороге она крепко обняла меня в последний раз: она была очень бледна, но уже не плакала, а только все смотрела на меня. Я тоже обнял ее и шагнул в темноту. Мама осталась на пороге. Шагов через двадцать я обернулся и разглядел сквозь густую тьму слабый свет ее лампы. В этот момент я чуть было не вернулся назад – поэтому еще больше ускорил шаг. Через некоторое время я обернулся снова, и снова разглядел огонек, уже еле видный. Потом он пропал совсем. Все! Все было кончено бесповоротно! Но тот огонек и сейчас трепещет в моей памяти и бередит мне душу." В своих мемуарах Г. Шилтян сообщает еще такой интересный факт: его тетка по матери - У.Яблокова, жившая в соседнем доме по Дмитриевской, прятала у себя молодую жену генерала А. Деникина Ксению, пока тот воевал на Кубани. На этом и заканчивается собственно ростовская жизнь Шилтяна, уехавшего в Грузию, где в 1919 г. он общался с братьями Зданевичами, с С.Ю. Судейкиным, С.А. Сориным, поэтами Тицианом Табидзе, Паоло Яшвили, В.В. Каменским, режиссером Н.Н. Евреиновым и др. Любопытно, что при этом Шилтян был включен в ряды "ничевоков" ( о ростовских ничевоках я уже рассказывал). В Тифлисе он также познакомился и со своей будущей женой, Еленой Абрамовной Боберман (1902–1991), дочерью банкира и сестрой живописца В.А. Бобермана.

-4

Покинув Грузию, Шилтян некоторое время проводит в Крыму, а 5 августа 1920 г. на корабле «Царевич Георгий» окончательно оставляет Россию и уезжает в Константинополь. Дальше начались скитания по Европам, а в 1923 году Шилтян начал свой итальянский период, обосновавшись в "вечном городе" Риме, тогда бывшем уже фашистским, где прожил до 1927 года. Затем уехал во Францию в Париж, а в 1933 году снова вернулся в Италию и поселился в Милане.

-5

В 1936 году на ХХ Венецианской биеннале экспонировалсь работа Шилтяна, известная под названием "Вакх в остерии ( таверне)".

-6

Эту картину заприметил и купил министр иностранных дел Королевства Италия Кавальеро Джан Галеацо Чиано граф ди Кортеляццо и Букари, приходившийся зятем самому Бенито Муссолини!

Таким образом, искусство Шилтяна пришлось ко двору вождей итальянского народа. Сам король ценил художника.

-8

Фашистский период своей итальянской жизни Шилтян отразил и вот в этом натюрморте.

-9

Заприметили Шилтяна не только вожди светские, но и вожди церковные - в Ватикане. Шилтян многократно писал образы Мадонны, создавал другие работы с религиозными сюжетами и расписывал католические храмы. Шилтян много лет поддерживал дружеские связи с Папой Римским Павлом Иоанном I и стал одним из ведущих художников Ватикана

К Шилтяну обращались и книгоиздатели. Например, иллюстрировал он первое итальянское издание "Анны Карениной" Льва Толстого. Был он и авторитетным театральным художником. Много лет оформлял спектакли в миланском театре "Ла Скала", делал эскизы декораций к опере Прокофьева «Война и мир» в постановке флорентийского музыкального театра.

-11

Г.И. Шилтяну даже удалось побывать в СССР: в 1958 году художник посетил Армению, где для Эчмиадзинского кафедрального собора создал картину «Армянская богоматерь».

-12

Умер Григорий Шилтян 1 апреля 1985 года, так и не побывав больше на своей истинной родине - на "тихом Дону". Правда весной 1959 года у художника в гостях побывал сам автор "Тихого Дона" Михаил Шолохов. Дочь писателя Светлана в своих «Дневниковых записях» вспоминает: «В Милане нас познакомили с А.Н. Бенуа, главным художником театра «Ла Скала». Он пригласил нас в мастерскую художника Г. Шилтьяна. Нас поразило мастерство этого художника. В Европе господствовал примитивизм в живописи, а Шилтьян в противовес этому направлению, писал свои картины в подчёркнуто реалистическом, даже натуралистическом стиле. За столом шла оживлённая беседа об искусстве, литературе, о том, что почти всюду ведущими являются выходцы из России: художники, актёры, певцы. Было очень интересно и нам, и хозяевам этого неофициального приёма. Г. Шилтьян подарил мне и брату Михаилу эстампы своих картин «Школа воров» и «Натюрморт со скрипкой» Сам М.А.Шолохов в долгу не остался и подписал Г.И.Шилтяну на память экземпляр итальянского издания своей книги.

В качестве заглавной иллюстрации я поместил пейзаж кисти Шилтяна с южно-европейским двориком. Не знаю, сознательно или бессознательно художник изобразил его очень похожим на дворик ростовский.