Заглянем в легендарный Инженерный или Михайловский замок. Впервые за два столетия мы хотя бы приблизительно можем понять, как выглядела резиденция, в которой трагически оборвалась жизнь императора Павла I.
Еще до 2018 года отсюда не съехала Центральная военно-морская библиотека. А теперь Русский музей открывает для посетителей большую часть залов. И никак не отворит дверь в самую главную тайну замка — в спальню императора.
Замок действительно прекрасен. Романтический классицизм. Сколько благородства в линиях ушедшей эпохи. Но сколько замком связывают нехороших легенд.
Вспоминается фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». С блестящим актерским составом. В главных ролях Виктор Сухоруков и Олег Янковский. В драме Павел представлен не тираном, а доверчивым идеалистом, оказавшимся в плену интриг Петра Палена.
Действительно бедный Павел. Построить роскошный замок и прожить в нем всего сорок дней. Кстати, называя так фильм Мельников мог вспомнить легенду. Якобы незадолго до убийства Павлу приснился сон. Петр I предсказал внуку скорую смерть. Он утешал императора словами: «Бедный, бедный».
В тот день, когда решила выбраться в Русский музей. Солнце менялось с дождем. Такси приехало прямо к Воскресенскому входу с колоннами. Почти как дамы прошлого на карете. Купили билет. Он на данный момент стоит 700 рублей, и попали на парадную лестницу, ведущую в бельэтаж.
Ну, красота. Беломраморная роскошь.
Умирающая Клеопатра. Эту скульптуру приказал изготовить сам Павел. Копия античного оригинала, которая хранится в Ватикане. Павел хотел скульптурой показать несправедливое правление Екатерины II.
Отрицание матери во всем. Он даже снес дом, в котором Екатерина II родила его. Летний дворец. Удивительно то, что Павел родился и умер на одном месте. Совсем на одном месте. В рамках не только страны и города, а даже дома.
Приблизительно вот это место рождения и смерти императора.
На втором этаже бельэтажа с северо-западной стороны. Самих окон на макете не видно. Здесь мы видим окна императрицы Марии Федоровны и Большую столовую.
Павел строил замок четыре года. Отдал приказ о возведении новой парадной резиденции, не дождавшись даже сорока дней после смерти Екатерины. Сам лично накидал 13 эскизов будущей резиденции. Задумал неприступную крепость, окруженную водой.
Вокруг Павла и замка ходит десятки легенд. Одну из них он возможно придумал сам. Якобы караульному солдату Летнего дворца Елизаветы Петровны привиделся архангел Михаил, который благословил строительство новой резиденции Романовых. При замке даже построили великолепную домовую церковь в честь вестника.
Но недруги все же подозревали, что Павел так оправдывает дорогостоящее строительство.
Замок строили даже ночью при свечах и факелах. Заехали поспешно.
Освятили замок в ноябре 1800 года. 1 февраля 1801 года двор окончательно переехал.
Говорят, что в замке из-за сырости стоял густой туман. На подоконники ставили горячий хлеб, чтобы согреться, а свечи чадили зловеще. Впоследствии это стало излюбленной темой для разговоров экзальтированных придворных.
Поднимаемся на бельэтаж. Направо парадные залы и покои императора, налево императрицы.
Вот, например, парадная спальня Марии Федоровны. Натуральный и искусственный мрамор. Затейливые зеркала. Красивые.
И вроде бы даже какая-то нежность есть. Дорогой императорский фарфор.
Но для спальни слишком холодные интерьеры. То ли дело Тронный зал императрицы.
У императора комната была отделана деревом. Только в наших фантазиях мы можем представить, как выглядело место, где было совершено злодейство. Спальня императора не сохранилась. Романовы на месте убийства императора сделали храм. Алтарь установили, где стояла кровать Павла.
После революции в замке поначалу была военно-техническая академия, затем кораблестроительный университет и военно-морская библиотека. Естественно храм на месте убийства убрали. А комнату перегородили. Спальню нужно заново создавать. Многие любители истории хотят увидеть именно это. Ждем когда нас удивит Русский музей.
Вообще в замке порой диву даешься насколько все перекроено. Вот такие узкие проходы.
Восстановлено уже многое. Например, Воскресенский зал. Здесь выставляли тело императора для прощания.
Вернули на историческое место полотна Григория Угрюмова «Взятие Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного» и «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1663 года». Копиями заменили полотна «Крещение князя Владимира» и «Дмитрия Донского на Куликовом поле». Работы Аткинсона хранятся сейчас в Третьяковской галерее в Москве.
Увлекающиеся историей знают о последнем позднем ужине Павла 11 марта 1801 года. На вечер были приглашены наследники и императрица. Ужин был весело-мрачным. Казалось, что Павел знает о заговоре. Он зло шутил. Был весел и подозрительно ласков с наследником Александром Павловичем. Ушел к себе со словами : «Чему быть, того не миновать».
Все это произошло в анфиладе покоев императрицы Марии Федоровны. В Столовом зале. Над ним тоже поработали реставраторы. Изначально здесь были порфировые вазы, золоченые зеркала, красные бархатные шторы. Сегодня здесь все скромнее. Но зал тот самый.
Накануне, 10 марта, в этом зале выступала Мадам Шевалье. Она польстила императору тем, что надела платье цвета, в который был покрашен замок. Не розовый и не желтый. Будто лососевый.
Рассказывали, что фаворитка императора Анна Лопухина обронила перчатку. Император поднял ее и передал архитектору Винценцо Бренну.
Долгое время никто не верил в эту легенду. Привыкли, что замок красный. Цвета крови. Позже оценили нежно розовый. Но реставраторы нашли под слоем краски цвет, о котором читали только в мемуарах.
Впрочем, есть еще одна версия цвета стен замка. Оранжево-розовый — символ Мальтийского ордена.
Незадолго до постройки замка Павел стал магистром тайной организации. У него были грандиозные планы сделать Мальту российской провинцией. Этому противились англичане. Есть даже альтернативная версия о лондонском следе в организации убийства Павла.
Почти такой же символ масонства. Мальтийский крест.
Заглянем в Тронный зал Павла I. Говорят, что при Павле стены украшал дорогой зеленый бархат.
Впоследствии, в XIX веке, во времена инженерного училища здесь была библиотека. Березовые панели напоминают об этом.
Попробовать приглядеться в тайнам одного из самых неоднозначных императоров интересно, но сейчас Михайловский замок прежде всего филиал Русского музея. Здесь проходят интересные выставки.
Взглянули на рисунки и акварели великих русских передвижников. К примеру, «Сад в снегу» Исаака Левитана.
Акварель Ильи Репина «Портрет княгини Марии Тенишевой». Известной в то время художницы и мецената.
А еще работы Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Владимира Маковского.
Это не касаясь портретной экспозиции Романовых.
Такую императрицу, в почти домашнем платье не часто нам показывают.
Огромные портреты венценосный особ украшают галерею Рафаэля. Ее так назвали из-за того, что когда-то ее украшали гобелены-копии картин великого художника.
Ближе всех из открытых для гостей музея залов находится к злосчастной спальне императора.
В общем, детище императора похоже на тайный сундук, в котором еще копаться и копаться.
Пустынный памятник тирана, забвению брошенный дворец.
Еще наш великий Пушкин в «Вольности», вспоминая цитадель Павла, говорит, что наказание и награды, алтари и ограды не стали верными стражами трона. Вольность и покой — вот все, что нужно народу по мнению поэта. Ни Павел, ни Пушкин не дали ответа, где искать ключи власти.
На этом пока все. С уважением, Татьяна.