Найти тему

Ни один человек не может жить без веры

Оглавление

Слово "вера" имеет преимущественно религиозный смысл, что на мой взгляд не совсем правильно. Потому что чувство веры является важной частью жизни любого человека, без неё вы не сможете дружить, проворачивать сделки и совершать научные открытия. Но есть важный нюанс: нельзя путать веру с идеологией.

Человек не рождается приверженцем какой-либо религии.
Человек не рождается приверженцем какой-либо религии.

Английский писатель Олдос Хаксли говорил о четырёх типах веры:

  • доверие — это когда мы возлагаем ответственность на более компетентного человека, например, доктора или родителя. Для полноценного и полезного взаимодействия, мы вынуждены ВЕРИТЬ выбранному специалисту.
  • авторитетная вера — мы принимаем за истину информацию, получаемую из авторитетных (по нашему мнению) источников. Это может быть СМИ или преподаватель. Опять же, не имея возможности проверить подлинность фактов или мыслей, мы просто ВЕРИМ в их правильность.
  • рациональная вера — это вера, которую при желании можно проверить лично. Например, подняться на Эльбрус и убедиться, что там холодно. Или же вера в то, что наша планета имеет сферическую форму. Тут уже сложнее, но основываясь на вере в авторитетных источниках, мы способны согласиться с таким выводом.
  • вера в недоказуемые идеи — сюда входит любой религиозный, духовный или мистический опыт. Об этом поговорим чуть позже.
Неверие в порядочность людей порождает хаос.
Неверие в порядочность людей порождает хаос.

Первые три типа веры являются частью жизни каждого человека. Даже наука прежде всего построена на вере. Потому что любые исследования основаны на вере в то, что человек способен познать этот мир и сделать его лучше. И прежде, чем начать какой-либо опыт, исследователь верит в некий РЕЗУЛЬТАТ, и эта вера его МОТИВИРУЕТ.

Неудивительно, что многие учёные верят в божественное начало, или как минимум, не отрицают такую возможность.

Кроме того, вера становится фундаментом здорового общества, так как мы делегируем большинство своих проблем другим людям. Так, садясь в автобус, я вынужден верить в адекватность водителя, а приходя в госучреждение, я слепо верю в честность и компетентность тамошних работников.

Ещё вспомним о вере в себя. Это чувство собственной силы и целостности, мотивирующее на совершение смелых поступков. Таким образом, можно сделать вывод, что без веры человек невозможен, по крайней мере, психически здоровый человек.

И тут возникает вопрос: что вообще такое вера?

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что во-первых, вера иррациональна, а во-вторых, составляет существенную часть жизни и деятельности человека. Кроме того, она даёт мотивацию. Но само по-себе понятие сложное, так как находится на стыке ментальной (интеллектуальной) и духовной (трансцендентной) сферы человека. Отсюда и рождаются непонятки в трактовках. Я предположу, что вера — это компонент психики, стимулирующий к достижению какого-либо результата. Под результатом может быть что угодно: жизненный ориентир, определённый смысл, получение опыта.

Наш самый злейший враг — нехватка веры в самого себя. А. Меркель
Наш самый злейший враг — нехватка веры в самого себя. А. Меркель

Вера в Бога и вера в религию.

Религия и вера — не одно и то же. Я не буду на этом заострять внимание, так как надеюсь (а точнее верю), что мой читатель понимает разницу. А ещё предположу, что религиозного человека смутит данная трактовка, так в его вере может отсутствовать ожидание какого-либо результата, он просто верит, без всяких на то причин (так бывает, если не задавать себе вопросы)! В этом случае его вера ориентирована на получение опыта.

А ещё, верующий человек может сказать, что он ЗНАЕТ, а не верит. А это уже духовный аспект веры. Такое "знание" является попыткой объяснить тонкую связь со своим трансцендентным началом, выходящим за рамки интеллектуального осмысления. Потому что мы духовные существа в духовном мире, и материальные существа в материальном мире. Именно поэтому мы имеем веру в недоказуемые, мистические и божественные идеи. Переживая подобный опыт, человек действительно прикасается к ЗНАНИЮ о метафизическом устройстве себя или даже целого мира. Только вот без ПОНИМАНИЯ, интерпретировать и делиться этим знанием невозможно.

Можно сказать, что вера — это связь со своим Духом.

И такая вера небезосновательна, потому что психика человека — это мистика в чистом виде. Иногда мы сталкиваемся с переживанием определённого чувственного опыта, который невозможно объяснить (да и на самом деле не нужно). И тут на помощь приходит готовая модель в виде религии, которая якобы отвечает на экзистенциальные вопросы. На самом деле не отвечает, а заменяет, при чём и вопросы, и ответы. Но самое удивительное в том, что вместо ответов, религия чаще всего даёт УТЕШЕНИЕ (ответ, который мы хотим услышать).

Потому что если человек действительно задаёт вопросы, он не остановится в познании...

В этом смысле религия и политика есть одно и то же. Мы слепо верим обещаниям кандидатов, потому что те обещают решить наши проблемы (утешение).

Атеизм — тоже религия.

Вера в отсутствие Бога, аналогична вере в Бога, вы просто играете за другую команду. Только в атеизме отсутствует культ, характерный для религии и политики. Зато также присутствует догматичное утверждение, как правило, имеющее хрупкую основу. Попробуйте расшатать этот фундамент, и вы нарвётесь на ожесточённый спор и борьбу за собственную идентичность. Такая попытка отстоять догму, свидетельствует об отсутствии истинного понимания своей природы.

Вера — это не догма. Тонкая чувственная связь с собственным "Я" не нуждается в культе и доказательствах, хотя и может выражаться через творчество. И человек не может быть неверующим по определению, потому что у него есть личное чувственное восприятие жизни. А вот интерпретация этой связи — уже совсем другой вопрос...

Философская антропология также есть в телеграмме. Подписывайтесь на ежедневные посты по теме саморазвития!

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ