1970 год, 13-е Декабря (2-е по старому стилю). Неприметная фигура, в простой одежде и верхом на дряхлой лошади, в сопровождении всего одного человека, объезжает крепость Измаил. Турки даже не подозревают, Суворов. Человек, поднявший русскую армию и военную теорию на небывалый уровень, прямо сейчас готовил для гарнизона крепости могилу.
Суворов Александр Васильевич - гений военного дела, автор трактата «Наука побеждать». За всю карьеру не потерпит поражений, чаще при численном превосходстве врага, и в бедственном положении для своей армии. Ему предстояло решить новую тактическую головоломку.
Измаил.
Под словом "Крепость" мы привыкли понимать массивное сооружение (Или целый комплекс), высокие стены с неприступными бастионами. Кирпичные гиганты, возведенные с одной единственной задачей - не дать противнику пройти дальше. Измаил выглядел несколько по другому. Разумеется, стены присутствовали, однако при постройке на этом месте, не было такого фанатизма, чтобы сделать их повыше, как в Европе. Напротив, гораздо страшнее при подходам к измаилу было обилие рвов, волчьих ям и прочих земляных укреплений. Это создавало несколько иные проблемы, и требовало иного подхода к штурму. Когда атакующие идут на приступ (штурмуют крепость), они стараются подойти ближе к стенам, чтобы артиллерия не могла ударить. Если удалось подойти, уже можно предпринимать активные действия: Взрывать стены, закрывать амбразуры низких бастионов, устанавливать осадные лестницы. Теперь же все было несколько иначе, ров это не река. Если крепость окружена рекой, то падение в неё не было само по себе проблемой, в критической ситуации была возможность скинуть снаряжение и выжить, однако при падении в "Волчью яму" было мало шансов, они были забиты острыми кольями, горящим маслом и прочими ловушками. Способ решения настолько же прост, насколько и сложен: Связать кучу хвороста или тростника, и получить то, что называется "Фашина" - небольшой помост, для пересечения подобных препятствий.
Подготовка.
Однако Суворов был не так прост, как большинство командующих того времени. После того как он лично осмотрел крепость, наладил снабжение, поднял боевой дух войск, он собрал военный штаб. Суворов задал всего один вопрос: штурм или осада? Был избран именно штурм. Звезды российской военной истории: Кутузов, Потемкин, Платов, Орлов, Самойлов, всем им предстояло непростое испытание, и их солдатам в том числе. Размеры регулярных частей были примерно равны, примерно 15 тысяч человек с двух сторон, у турок дополнительно 20 тысяч ополчения, у русских ещё около 15-ти тысяч нерегулярных частей и плохо вооруженных казаков. Неутешительно, штурмовать крепость когда нет даже превосходства в числе.
Суворов по своему подошел к проблеме. Он сделал большую ставку на интенсивную подготовку и муштру войск.
Александр Васильевич прикажет возвести в лагере копии укреплений измаила, вместе со рвами и макетами стен, в натуральную величину. Будут подготовлены чучела противника, осадные лестницы и фашины. Все время Суворов будет лично занят обучением войск правильному штурму такого рода укреплений. Основной упор будет на умение и муштру войск, а не на число. Что-то подобное потом повторит Василевский в Кёнигсберге, когда тактикой штурмовых групп гарнизон почти в 150 тысяч человек, будет подавлен силами, реальной численностью 25-30 тысяч человек, хотя в резерве будет порядка двух миллионов человек.
В течении нескольких дней войска проходили полосы укреплений, раз за разом оттачивая свое мастерство атаки. Сам же полководец будет периодически участвовать в рейдах и отвлекающих атаках. Существует легенда что во время одного из таких рейдов Суворова ранят, и по прибытию в лагерь, будучи на руках своих солдат, он предложит Потёмкину немедленно атаковать крепость. Многие склоняются к тому что в действительности такого не было.
Каждый день турки будут видеть в небе сигнальные ракеты, и ложные признаки начала атаки. В то время как защитники ожидают от Суворова что он лично поведет войска на самый защищенный участок, оставляют там значительную часть сил. И здесь турки тоже прогадали, Суворов будет как можно дольше удерживать на себе внимание крупных сил османов, реально приступив к атаке значительно позже, чем те ожидали.
«Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть».
Ответ:
«Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».
Мечи наголо!
3 часа ночи, 11-е Декабря (22-е по старому стилю) очередная сигнальная ракета была не ложной, русские двинулись к стенам крепости. Через 3 часа ночного боя, большинство колонн справились с задачей преодоления валов. Над полем боя начало подниматься солнце, атакующие подбирались все ближе и ближе. В 7 часов утра в ход пошел флот, началось вторжение при поддержке корабельной артиллерии. Турки выделили для противодействия этому 10 тысяч человек. Пока войска отчаянно пытались закрепить на стенах хотя бы что-то для атаки. Флоту сопутствовала удача, они смогли быстро занять значительную часть внутренних укреплений и стен, дав сухопутным войскам окно для прорыва. С восходом солнца стало понятно, что удержать русских внизу не вышло, днем бой продолжился уже преимущественно в городе.
Столкнуться с контратакой турецких Янычар выпало Кутузову. Саблями они рубили пики казаков, нанося огромные потери. Кутузов направляет к Суворову адъютанта, с просьбой разрешить отход, и получает отказ, со словами что в Москву уже направлено послание, о назначении Кутузова комендантом города. Получив подкрепление гренадеров, Кутузов выдавил Янычар из домов, разбив их полностью в течении часа.
Справа к Центру города идет Потёмкин, слева - Кутузов. С севера начинают прижимать казаки, а с реки атакует де Рибас. Сопротивление не уменьшалось до 11-и часов утра. Каждое здание приходилось штурмовать отдельно, турки заседали в окнах, открывая огонь с ружей, в то время как в зданиях шел интенсивный рукопашный бой.
В час дня город был признан захваченным, последний сопротивляющийся дом был взят в 16 часов. Турецкие потери составят всего 35 тысяч человек. Потери русских, по самым скверным оценкам - 10 тысяч. 1 : 3,5. Тяжелое поражение для турецкой армии. Будет захвачено почти 400 знамён. Суворов стал подполковником, Потёмкин получил мундир Фельдмаршала за 200 тысяч рублей (огромные тогда деньги), Кутузов стал Генерал-поручиком.
«На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни…»
(С) Суворов
Спасибо, если прочли до конца. Не забывайте заглядывать, чтобы узнать больше об истории Мира и почерпнуть что-то новое!