Найти тему
Михаил Марков

Абрамцево

Хочу поделиться своими впечатлениями о поездке в подмосковное Абрамцево. Место очень известное, знаковое, многие про него писали, и снимали, и будут это делать и дальше. Может быть, кому-то это уже набило оскомину, а кому-то, я уверен, будет интересно это прочесть. Потому что каким бы известным и популярным место не было, во-первых, у каждого своё восприятие, и во-вторых, всегда есть люди, которые только открывают для себя все эти достопримечательности.

Это мой третий приезд в Абрамцево. Первый раз я тут побывал где-то в самом начале этого века. Могу и ошибаться, но запомнилось, что экспозиция в главном доме была более музейная, чем усадебная, с экспонатами в витринах и минимумом интерьеров. Второй раз был тут в 2014, десять лет назад, но в тот раз как-то в музее-заповеднике было очень людно и экскурсионно, много организованных групп. Ждать окно в череде этих групп я не стал, и в главном доме не побывал. А сейчас посмотрел все по полной программе. Увидел усадьбу, с интерьерами, в которых органично размещены и музейные витрины с экспонатами. Пусть даже интерьеры восстановлены очень условно.

Возможно, изменилась и политика экскурсоводов (посещение главного дома допускается только в группе с экскурсоводом), а может, повезло в этот раз, и не очень – в предыдущий, но в сейчас история усадьбы была изложена подробно и очень артистично замечательным экскурсоводом Татьяной Сергеевной. Я до этого был уверен, что Абрамцево сохранялось как музей с революционных времен, но это оказалось не так. Абрамцево стало музеем после революции и избежало разграбления, но музей просуществовал недолго. В усадьбе устроили санаторий для творческой интеллигенции, и большую часть экспонатов передали в другие музейные фонды, в том числе в Загорск, сейчас снова ставший Сергиевым Посадом. В войну санаторий стал госпиталем. Но, как говорят, на стенах продолжали висеть полотна Репина и других известных художников. Музей был восстановлен уже после 1950 года.

Особое место в русской культуре Абрамцево начало играть при одном из его хозяев – Сергее Аксакове. Выйдя в отставку с государственной службы и не имея в собственности до этого никакой недвижимости, он купил усадьбу, обосновался, и прожил здесь «до века».

Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.

В «аксаковский» период тут побывали многие его литературные друзья, и в первую очередь – Гоголь, которого Аксаков особенно ценил и перед чьим гением преклонялся. Бывали здесь, говорят, и Тургенев, и Тютчев. В версию с Тютчевым я не очень верю, потому что совсем рядом находится Мураново, купленное сыном Тютчева еще при жизни отца, но куда Тютчев так ни разу и выбрался.

Но подлинного расцвета Абрамцево достигло при следующем владельце – Савве Мамонтове. Сам из купеческого сословия, он мечтал о художественной карьере, но родитель и семейные дела заставили его выбрать другой род занятий. Но собственную творческую нереализованность он блестяще компенсировал поддержкой лучших русских художников и артистов своего времени. Репин, Васнецов (даже два Васнецовых), Серов, Врубель, Поленов, Шаляпин – малая часть его художественного (и дружеского) круга. Всех их тепло привечали в Абрамцево, создавая условия и для работы, и для отдыха. Абрамцеву посвящено много картин, набросков и этюдов, но самыми известными, «знаковыми» и «фирменными» стали три картины из золотого фонда российского искусства. Васнецовская «Алёнушка», «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и «Девочка с персиками» Серова. В столовой главного дома сейчас даже воспроизведена обстановка создания последнего шедевра. А Нестеров перенёс биографический сюжет Сергия Радонежского из окрестностей Ростова-Великого в абрамцевский пейзаж. Кстати, село Радонеж – место рождения Сергия - всего в нескольких километрах от Абрамцево, если ехать от Ярославского шоссе, то прямо через него и проезжаете. Современники нестеровскую картину называли слишком фантастической, но это не помешало Третьякову сразу же приобрести её.

Мамонтов был меценатом, но не был коллекционером искусства. Многое дарилось, а этюды и наброски, я думаю, просто оставлялись тут, «забывались». Многое из всего этого сейчас можно увидеть в главном усадебном доме, но самые известные картины представлены, конечно, в копиях, а оригиналы – в Третьяковке и Русском музее. Вот что в Абрамцеве действительно представлено в виде оригиналов – это керамика, и в первую очередь, авторства Врубеля. Керамическая мастерская в Абрамцево не простаивала, изразцы и разного рода интерьерные «штучки» тут изготовлялись серьезно, с размахом – и для внутреннего потребления, и на продажу. Почти все печи в усадьбе оформлены собственными, оригинальными изразцами, и каждая из печей – индивидуальна и уникальна. Врубелевская керамика отдельно представлена в нарядной избе, известной как Мастерская. Я понимаю все величие и уникальность Врубеля, но тем не менее это «не мой» автор, ни как скульптор-керамист, ни как художник. Ну тут уж на вкус и цвет…

В нескольких таких же отдельных деревянных домиках, находящихся в музее-заповеднике – каждый из которых шедевр – представлены другие моменты проявления абрамцевского творческого потенциала. В Банном теремке, например, кроме яркой печки, много предметов абрамцевского деревянного прикладного творчества. Это мебель и предметы декора, обильно украшенные резьбой. Я подумал, что сейчас 3D фрезерный станок выточит все то же самое, но можно ли сопоставлять результат? «Там руками и с душой», а тут «И самовар у нас электрический, и сами мы довольно неискренние»… Современное оборудование тоже придумывается и создается не бездушыми дураками, да и модели для 3D-фрезерования разрабатывают совсем не бездарные личности. Прогресс не остановишь, и по мне, так особенной разницы нет. Вот только, несмотря на доступность 3D технологий, нечасто сейчас встретишь деревянную резьбу, даже выполненную на цифровом станке. Или все прячут за глухими заборами?

Церковь, которую создавали сообща всем абрамцевским кружком – очень интересное место. Храм построен в традициях северо-западной Руси, что-то такое псковское, новгородское или даже еще севернее – поморское. Иконостас больше похож на художественную инсталляцию, деревянное резное панно с размещенными на нем картинами на религиозные темы. Кому как, а мне понравилось. Особое внимание стоит обратить на мозаичный пол – он сделан под античное Средиземье, такая вот эклектика, но очень удачная. Цветок на полу, как говорят – первый «побег» на дереве русского модерна. Рядом с церковью сохранились могилы членов семьи Мамонтовых, и самого Саввы в том числе.

Атмосфера Абрамцево очаровывает, но в художественном плане самое сильное впечатление на меня произвели экспонаты не дома – музея, не окружающих теремков, и не церковь, а искусство середины XX века, представленное в оставшемся от санатория лечебном корпусе. Он по архитектуре выбивается из остального усадебного ансамбля, и его экспозиция только усиливает его «инаковость». В Абрамцево, как я писал, до войны был санаторий для богемы, а в непосредственной близости от усадьбы, на другом берегу реки Вори, находился тогда - и жив по сей день - дачный «Поселок художников». И имена, связанные с этим поселком, ничем не уступают по значимости членам абрамцевского кружка. Мухина, Грабарь, Фальк… В этом бывшем лечебном корпусе представлено советское искусство, и представлено подлинниками. Мухинская скульптура (сплошь подлинники!) заворожила меня сильнее всего остального, увиденного в Абрамцево.

И немного о том, какие различия в состоянии усадьбы за прошедшие десять лет заметил. Их совсем немного. Парк и пруд стали чуть более заросшими, но тут есть и плюсы, и минусы. Русский парк нужно очень хорошо содержать и вырубать мелкую поросль, а то он быстро превращается в дикий лес. Такая у него особенность – балансировать на грани порядка и хаоса. Слишком «вылизанный» перестанет быть русским, слишком запущенный – уже не парк. Зато стало лучше состояние церкви, убрали зеленую мшистую поросль со стен. Хотя кто знает, может быть, мох на стенах придал бы церкви аромат былинной древности – создатели этого шедевра явно были бы не прочь поэкспериментировать в этом отношении. И – ура! – исчезли из парка странные арт-объекты, больше похожие на наркотический бред. Еще заметил, что рядом с заповедником развернулась коммерческая туристическая инфраструктура – галерея, рестораны и т.п. Все такое солидное, дорогое, под модерн. Кстати, посетителей в музее-усадьбе даже в будний день немало, а в выходной, наверное, столпотворение. Билеты на экскурсионное посещение главного дома можно купить онлайн заблаговременно, чтобы не попасть впросак и приехать к шапочному разбору.

А в заключение –фотография из вышеупомянутого села Радонеж, расположенного в нескольких километрах от Абрамцево, прямо по дороге, ведущей к Ярославскому шоссе. Спасибо за внимание!

-9