Найти тему

CLASSIC: The Manny Charlton Band. Stonkin'(2001). Рецензия

Автор: Алекс Лоренц

Жанр: hard rock | southern rock | blues rock

Страна: Великобритания | США

Лейбл: Record Heaven Music

Дата выхода: 18 октября 2001

Сейчас кажется, что 1990 год был чёрт знает как давно. И это, пожалуй, действительно так — 34 года прошло. Но уже к тому времени шотландская группа Nazareth пережила охапку головокружительных взлётов и падений, а заодно приобрела статус ветеранов-легенд хард-рока — британского и мирового.

С 1968 по 1990 костяк команды оставался неизменным — на вокале бесподобный Дэн Маккаферти с лепреконьим голосом, Фил Эгнью на басу, Дэрел Свит на ударных и… герой нашего сегодняшнего материала — гитарист Мэнни Чарльтон. Последний даже по сугубо формальным признакам сильно выделялся на фоне остальной троицы. Был он по происхождению испанец («Мэнни» — это «Мануэль»), хоть и иммигрировал с родителями с солнечной родины в туманную Шотландию в бессознательном возрасте, и на пять-шесть лет старше остальных: Маккаферти и Эгнью — 1946 года рождения, Свит — 1947, а Чарльтон — 1941. Если бы он не умер пару лет назад, было бы ему сейчас уже аж 83!

Временами к группе присоединялись другие музыканты, которые хоть и ненадолго, но становились частью основного состава, — то экстравагантный гитарист Зэл Клеминсон, который привнёс в репертуар душераздирающую балладу «Heart's Grown Cold», то его более скромный коллега Билли Рэнкин, то клавишник Джон Локк (не путать с тёзкой-философом). Но каркас все 22 года оставался одним — Чарльтон, Маккаферти, Эгнью, Свит.

-2

И вот, в злополучном 1990-м 49-летний Мэнни, который прошёл с этими сопляками все возможные передряги, принимает решение покинуть Nazareth. Группа продолжила выступать и выпускать альбомы, продолжает и до сих пор, хоть и вымерла ещё на две четверти от классического состава, но речь сегодня о том, что дальше было с Мэнни.

Видать, Чарльтону порядком надоела жизнь громкой рок-звезды с бесконечными гастролями и попытками остаться на плаву в стремительно меняющиеся времена. Он перебрался куда-то в солнечный Техас, который культурно ближе к его родине, чем край суровых горцев, занялся продюсированием (в том числе поспособствовал выдвижению Guns N' Roses) и скромной по сравнению с Nazareth сольной карьерой.

Девяностые — это, конечно, было не слишком удачное время для хард-рока, несмотря на приятные исключения вроде Guns N' Roses. Поэтому, увы, сольное творчество Мэнни Чарльтона осталось почти незамеченным. Впрочем, вряд ли его это как-то задело. Когда слушаешь его персональные творения, понимаешь, что он просто кайфовал, когда их делал, а не ставил себе цели пробиться в чарты и ловить на сцене зубами лифчики рыдающих сопливых поклонниц. Благо средства позволяли теперь работать именно в таком ключе — делать то, что нравится. Поздние работы Чарльтона плохо вписываются в стандартные представления о классическом хард-роке. Они звучат порой очень экспериментально и подкупают своей искренностью.

В девяностые Мэнни выпустил пару сольных альбомов, где не только играл на гитаре, но и собственноручно пел. А на рубеже тысячелетий, в 2001-м, он впервые со времён Nazareth собрал полноценную группу, чтобы записать альбом. Коллектив тот назывался The Manny Charlton Band. Понятно уже по названию, что была это всё равно группа одного человека-лидера и нескольких его безликих наёмников. Но когда сравниваешь альбом «Stonkin'» 2001 года с двумя предыдущими релизами гитариста, сразу замечаешь разительные перемены.

Здесь Мэнни очень тщательно подошёл к подбору музыкантов. Майк Гарца играет на бас-гитаре, Марк Карвер — на ударных, Джимми Уильямс исполняет некоторые гитарные партии, а на вокале уже не сам Чарльтон, а Шон Майклз. Очень известные имена, которые говорят сами за себя…

Шутка :) На самом деле нет, ничего они не говорят, эти имена. Судя по всему, это или какая-то гаражная команда, или разрозненные сессионщики, которых дед Мэнни подрядил за котлету баксов записать с ним один альбом, а потом — как пойдёт (забегая вперёд — никак дальше не пошло). Но, как показывает альбом «Stonkin'», музыканты первоклассные — свои функции они выполнили как надо и даже лучше.

Врубаем!

Нас встречает «открывалка» «Pushin' Daisies». Если переводить эту сленговую идиому не дословно, то… нет, в русском варианте маргаритки отпадают. Получается что-то вроде «Будешь кормить червей». Её, в свою очередь, открывает предельно блюзовая, маслянистая гитарная соляга в исполнении Мэнни. Сразу бросаются в уши шумы и потрескивания — непонятно, Чарльтон просто экспериментировал, специально так сделал или забил болт на мастеринг, коим сам и занимался. В основе песни простой, как топор, грязный рифф. Барабанщик словно колотит по не до конца перевёрнутому ведру, что в данном случае звучит весьма колоритно и органично. Бас грувово пульсирует, словно живая плоть, которую только что освежевали. И всё это, как сочнейшей глазурью, поверху покрыто блюзовым баритоном Майклза. Итоговое впечатление — что перед нами банда рэднеков, которые хорошенько нагрузились пивом, взяли инструменты, выперлись на крыльцо сельской хибары в заднице славного штата Техас и принялись херачить подобающее их культурному имиджу музло, ещё и с лёгким закосом в альтернативу — в припевах Шон ревёт как бык.

Этот грязнючий саунд с тресками и шумами более-менее останется с нами до конца альбома. Вопреки ожиданиям, к этому быстро привыкаешь.

Следующая песня — поблагороднее, хоть и тоже грязноватая. Это семиминутная рок-баллада «Not Disappearing» («Не исчезаю» — символично). Самую яркую искру ритма выбивает акустическая гитара, Мэнни здо́рово отрывается в долгих соло, вкрадчивые куплеты сменяются проникновенными припевами — всё как положено. Правда, слышна тут драм-машина. Но классические рокеры того времени частенько этой приблудой баловались. Впечатление точно не портит, хоть и даёт крен в попсу.

Дальше — то, чего явно следовало ожидать. Жирный, мрачный южноамериканский медляк про рэднекские любовные переживания «What U Said» с вступительным проигрышем на акустической слайд-гитаре, что пробирает до костного мозга, и крутейшими, столь же увесистыми вокальными партиями Майклза.

Следом — нечто похожее, «Inside My Soul». Но по сравнению с ней предыдущий номер кажется каким-то даже… деликатным, что ли… Тут основу делает тяжеленный, разухабистый гитарный рифф, с которого буквально капает растопленное на костре медвежье сало.

Дальше — весьма специфическая, но цепляющая и атмосферная трагическая баллада об утрате «The Leaving». Цепляет она, вероятно, в том числе незатейливой, но очень тревожной главной мелодией, которую Мэнни играет на синтезаторе. Добавляет напряжения вкрадчивое, почти шепчущее соло на гитаре. Майклз снова прекрасно показывает себя исполнителем лирических баллад, а не только прямолинейной блюзятины. Ритм-секция тоже сбавляет напористость настолько, чтобы соответствовать концепции произведения.

«Twisted» («Двинутый») — вновь рэднекская тема про чела, которому с детства все твердили, что у него с башкой нелады, и не зря. Здесь особенно примечательно вступление — меланхолическая соляга на акустической гитаре под шум дождя. Дальше и та акустическая гитара, и тот дождь сопровождают всю песню, пока её увесисто поёт Шон Майклз. Что характерно, в начале финальной электрической соляги капли дождя особенно сочно плюхаются — словно там не дождь, а коровьи лепёшки с неба падают. Впрочем, скоро коровий калопад заканчивается — остаётся чистая и незамутнённая импровизация Чарльтона, иногда с вкраплением клавишных аккордов.

«Killed My Ass» («Убил меня на**й») — своего рода разрыв шаблонов. Мэнни взял и упростил весь западный хард-рок до одного бодрого, заводного рок-н-ролльного гитарного риффа и вместе с тем сделал удивительно правдоподобный концентрат этого самого харда — в песне есть только тот рифф, чеканная ритм-секция и злобный речитатив вокалиста в роли психа-маргинала-алкаша о том, что его на**й убили какие-то люди своим поведением. И за все пять минут этого однообразия ни на секунду не становится скучно! Ладно, соло-гитара тоже есть, но её почти не слышно. А если и слышно — всё равно только прилипчивый рифф остаётся в памяти. Уши солягу слышат, мозг — нет.

«Maggot I» (снова переводим не дословно, не про личинку — получается «Я с ебанцой») — в плане текста смысловое продолжение «Twisted». Хороший южный блюзовый хард с тягучими гитарными партиями и выпирающим басом.

Ну и финалка «Sweet Love» — более спокойная, медитативная, с ласковой, успокаивающей бас-гитарой, добрыми проигрышами Мэнни, протяжными стенаниями Шона и слегка контрастным, медлительно-напористым, как древесный ленивец, припевом. Отличное завершение.

Что ж, друзья, если вы хотите услышать здесь (да и в других альбомах Мэнни Чарльтона) группу Nazareth — вас ждёт тяжёлое разочарование. Нету тут никакого Nazareth. Сольники Чарльтона — это самобытная музыка, которая не оказала НИ МАЛЕЙШЕГО влияния на хард-рок и его историю. Она сама по себе — и в том её прелесть. Даже когда Мэнни делал каверы на Nazareth, у него получалось что-то очень непохожее на Nazareth. Но об этом поговорим как-нибудь позже.

Stonkin' — Manny Charlton Band | Last.fm