Август, 2024.
Миша, 14 лет. Аутизм, УУО.
Буквы Миша запомнил только тогда, когда мы к каждой букве/звуку прикрепили жест. Методика по Грузиновой. Я знала о ней раньше, но никак не могла применить ее к Мише. И вот в 2022, когда мы переехали в Москву, судьба свела меня с логопедом, которая научила Мишу за 30 занятий буквам и поставила ему звуков полалфавита. В жизни это ему не помогает, но при попытках читать он различимо их произносит.
Когда я работала няней, мы буквы/звуки учили (по Грузиновой) так:
Это видео было снято по Никиным карточкам и по ее умелкам.
И читать мы Нику учили так:
Суть в том, что берем 3 буквы, каждой буквы от 3х карточек. Чередуем просьбы: где буква, назови букву, положи букву на букву. После каждого ответа карточки меняем местами. С Мишей этот метод не зашел, он шпарил наугад не задумываясь. С Никой я работала под руководством куратора, с Мишей сама. Это тоже имеет значение.
Один из этапов изучения букв-это печатанье.
На видео видно, что я ставлю карточку со словом. Ребенок знает это слово, на глобальном чтении она его называет. Поверх слова я кладу буквы : "м" над "м", "а" над "а". Использую эти карточки для подсказки- ставлю нужную букву над клавишей с этой буквой. Клавиатура закрашена, и на ней только несколько букв, которые знает ребенок.
С Мишей у нас быстро прошел этап изучения букв, но в слоги он их не складывает, поэтому хоть на клавиатуре, хоть в тетради у нас буквенный диктант.
С Мишей видео снять сложно, поскольку он не позволяет себя снимать. А если и позволит, то уж точно не будет на камеру читать. Пока.
Ну и пробовали читать слова из трех букв. Он быстро выучил карточки, а уже в букваре эти слова не узнавал.
Этим летом я нашла в книжном шкафу тетради для дошкольников, по которым мы частично уже занимались, и решила прорешать их полностью, от корки до корки.
Очень радует то, что этим летом у него наконец начали получаться вот эти задания:
Списывать он умеет давно, а продолжить по клеточкам только учится.
По математике считаем, пересчитываем все, что попадется под руку. Ура!