Найти тему

«Это заранее спланированный террористический акт»: 3 августа 1995 года в Кандагаре (Афганистан) был захвачен казанский самолет

Пленный экипаж. Крайний справа на фото - командир Владимир Шарпатов. Фото из архива В. Шарпатова
Пленный экипаж. Крайний справа на фото - командир Владимир Шарпатов. Фото из архива В. Шарпатова

Нашумевшая история пленения семерых татарстанцев и еще более фантастический побег экипажа в полном составе на этом же лайнере год спустя облетела весь мир. Сергей Шерстнев восстановил хронологию событий.

Первая информация о принудительной посадке в Кандагаре казанского самолета, выполнявшего коммерческий рейс Тирана - Кабул, просочилась в СМИ лишь спустя неделю после инцидента. К тому времени к проблеме уже же подключился МИД России, на переговоры с афганскими оппозиционерами был направлен советник российского посольства в Исламабаде Замир Кабулов. На республиканском уровне уладить конфликт было поручено советнику Президента Татарстана – директору Департамента внешних связей Тимуру Акулову.

«Когда мы выяснили, что полет самолета проходил согласно всем международным правилам, Президентом Татарстана было принято решение о том, чтобы республика активно включилась в процесс решения этой проблемы. Я выехал вначале в Эмираты, где встречался с руководством компании «Трансавиа», затем вылетел в Кандагар, где провел переговоры с руководством движения «Талибан»*. В состав делегации входили советник посольства России в Пакистане господин Кабулов, а также муфтий Габдулла-хазрат, руководитель компании «Аэростан» господин Исхаков. После восьмичасовых переговоров мы все-таки нашли определенные точки соприкосновения. До этого талибы* просто отказывались разговаривать о судьбе экипажа.» - заявил тогда Тимур Акулов
Тот самый самолет в аэропорту Кандагара. Фото из архива В. Шарпатова
Тот самый самолет в аэропорту Кандагара. Фото из архива В. Шарпатова

Первая встреча делегации Татарстана с членами Шуры (высшего совета) Талибана* состоялась 26 августа. После изматывающих переговоров руководители талибов* согласились с доводами о невиновности экипажа и выразили готовность освободить его членов после встречи с представителями ООН, российского МИДа и Организации Исламская Конференция. Однако на деле, единственное, что удалось сделать за последующие два с лишним месяца, - это добиться того, чтобы летчиков перевели в более-менее сносные условия. Журналист Артем Карапетян писал:

«Талибы* увязывают вопрос возвращения экипажа с передачей им списков нескольких десятков тысяч афганцев, якобы интернированных в ходе военных действий в этой стране и находящихся на территории бывшего СССР. По словам высокопоставленного сотрудника МИД России (информация прошла по каналам агентства «Интерфакс»), «утверждения талибов* об интернированных афганцах – это чистейшей воды миф». Дипломат признал, что в России отбывают наказание несколько афганцев, «но это уголовники». Замир Кабулов сообщил, что «разговор в Кандагаре тяжелый. Позиция талибов* жесткая, требования – нереалистичные, готовности к компромиссу нет». (Газета «Известия Татарстана», 19 августа 1995 г.)

За помощью обращались и к дипломатам, которые приезжали в Казань. Так, посол Пакистана в России Т.А. Хан пообещал передать просьбу о содействии Премьер-министру этой страны Беназир Бхутто. 28 августа Минтимер Шаймиев обратился к Б. Бхутто с личным посланием. В этот же день Председатель Госсовета Василий Лихачев в письме к генеральному секретарю ООН Бутросу Бутросу-Гали попросил о содействии представителей этой международной организации в Пакистане в оказании помощи делегации РТ на переговорах по освобождению летчиков. К переговорному процессу подключались и представители других мусульманских стран – Ирана, Саудовской Аравии, Турции. 25 ноября Государственная Дума РФ приняла специальное заявление об освобождении пленных летчиков, обратившись к руководителям Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, США, к парламентариям всего мира, а также в ООН и Организацию Исламская Конференция. 5 декабря 1995 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН в обсуждаемый проект резолюции по Афганистану по инициативе России был внесен пункт, в котором содержался призыв к скорейшему освобождению российских летчиков. Активность российских дипломатов завершилась предновогодней попыткой тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева отправиться в Кандагар и освободить интернированных летчиков. Между тем освобожден был сам Козырев – от должности.

Сарай во дворе губернаторского дома в Кандагаре, где содержались пленники. Фото из архива В. Шарпатова
Сарай во дворе губернаторского дома в Кандагаре, где содержались пленники. Фото из архива В. Шарпатова

В СМИ просачивалось все больше информации о злополучном полете. И некоторые детали были весьма пикантными. Генеральный директор «Аэростана» Бронислав Исхаков заявлял журналистам, что не был нарушен ни один пункт международных правил воздушных перевозок, груз, транспортируемый самолетом, разрешен к перевозке правилами международных авиагрузоперевозок ИКАО. И вообще, мол, «Аэростан» не в первый раз сотрудничает с «Трансавиа», над территорией Афганистана уже было совершено 40 рейсов, из них 14 – «кандагарских». Однако именно перевозка боеприпасов (амуниции и патронов для стрелкового оружия) завершилась инцидентом. Еще один момент – в СМИ активно цитировали слова «неназванного источника в российском МИДе», что казанская компания «знала о рекомендации МИДа не пользоваться воздушным пространством над Афганистаном», однако «Аэростан» проигнорировал эту рекомендацию в надежде заработать на выгодном контракте.

Время шло, ситуация с пленниками не двигалась с места. Более того, чем больше давления различные дипломатические ведомства и посредники пытались оказать на оппозиционный официальному Кабулу «Талибан»*, тем упорнее тот сопротивлялся этим попыткам. Например, в какой-то момент талибы* потребовали от руководства России отказаться от сотрудничества с Президентом Афганистана Бурхануддином Раббани. Новый руководитель «Аэростана» Анатолий Галунов, сменивший в этой должности Б. Исхакова, так прокомментировал ситуацию журналистам:

«Очень сложно делать прогнозы, поскольку трудно определить цель захвата талибами* нашего самолета. Понятно, что просто так истребитель в воздух не поднимут, следовательно – это заранее спланированный террористический акт. Но непонятны его цели. Если бы было реально выставлено какое-то требование, например – выкуп, то вопрос бы решился очень быстро. Но цель талибов*, видимо, неоднозначна, существует целая цепочка целей. Одна из них, мне кажется, уже достигнута – заявить миру, что есть такое движение – «Талибан»*. (Газета «Время и Деньги», 3 августа 1996 г.)

17 апреля 1996 г. Госдума РФ приняла второе заявление в поддержку плененного экипажа. Министр иностранных дел РФ Евгений Примаков 29 июля на встрече с Василием Лихачевым сказал, что судьба летчиков находится под его личным контролем. Председатель Госсовета Татарстана обсуждал этот вопрос на саммите руководителей-государств АСЕАН с главами делегаций Индии и Индонезии и получил от них заверения о максимальной поддержке с целью повлиять на руководство талибов*.

Связь с Кандагаром по-прежнему осуществлялась в еженедельном режиме. Из Эмиратов, где находился офис постоянного представителя «Аэростана» Мунира Файзуллина, отправлялся самолет под афганским флагом, который доставлял пленникам питание и корреспонденцию.

«Еда, которую талибы* дают нашим летчикам, очень бедна. Во время поста днем вообще есть не давали. Поэтому, сначала мы подвозили недостающую пищу, мясо, например, потом стали привозить все – и мясо, и картошку, и морковь и так далее. Медицинское обследование пленного экипажа стало регулярным – приезжают врачи из Казани и из российского министерства по чрезвычайным ситуациям. В целом состояние летчиков оценивается удовлетворительно» - делился М. Файзуллин с журналистами.

За время пленения (378 дней) татарстанские летчики даже поучаствовали в выборах Президента РФ. Марат Сираев, который в 1996 году возглавлял Центральную избирательную комиссию РТ, лично летал в Кандагар с переносной урной для голосования в составе выездной комиссии Центризбиркома республики, в которую также вошел Бернард Касимов. Летчики, таким образом, приняли участие и в первом туре, и во втором, проголосовав досрочно 14 и 24 июня 1996 г. соответственно. Все эти любопытные детали вошли затем в книгу М. Сираева и Б. Касимова «За голосами в Кандагар», которая вышла уже после побега нашего экипажа. Организацию выездного голосования для пленников в Казани оценили по-разному. Обозреватель газеты «Молодежь Татарстана» Т. Бареев назвал выборы в Кандагаре «ритуальными танцами вокруг трагедии». А репортер «Радио России» Д. Аминов посчитал, что участие в выборах было ярким свидетельством того, что про летчиков дома не забыли. М. Сираев и Б. Касимов в своей книге утверждают, что ход с выборами был эффектной и неожиданной попыткой воздействия на талибов*: «Было известно, что талибы* интересовались проходившими в России выборами Президента и связывали с ними разрешение главной проблемы – добиться признания своего режима.»

Обложка книги М. Сираева и Б. Касимова «За голосами в Кандагар». Издательство «Матбугат йорты», 2000г. Тираж – 5000 экз.
Обложка книги М. Сираева и Б. Касимова «За голосами в Кандагар». Издательство «Матбугат йорты», 2000г. Тираж – 5000 экз.

Еще одной отчаянной попыткой обратить внимание мировой общественности на томившийся в плену экипаж стали письма, которые жены летчиков написали …президенту США Биллу Клинтону! Причем, говорят, он ответил каждой персонально. Но дальше шумихи в прессе, поднятой в связи с этим, дело не пошло. По словам Анатолия Голунова, американское воздействие талибами* вообще не воспринималось. Впрочем, позже, в свете совершенного побега, возникла еще одна конспирологическая версия, что за удачный угон лайнера нужно благодарить американского сенатора Хэнка Брауна, посетившего летчиков за два дня до бегства (именно он, якобы, уговорил талибов* разрешить летчикам провести текущую профилактику самолета, чем и воспользовался экипаж).

Как бы там ни было, но 16 августа 1996 года, 7 татарстанских летчиков угнали свой собственный самолет. Видимо, на руку беглецам сыграл традиционный пятничный намаз, на время которого охрана ослабила бдительность. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Истребитель-перехватчик поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на возвращение и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана были вовремя предупреждены и пропустили самолёт в своё воздушное пространство. Хроника побега потом была скрупулезно воссоздана в художественном фильме режиссера Андрея Кавуна «Кандагар» (премьера - 4 февраля 2010 г.)

Как бы там ни было, но 16 августа 1996 года, 7 татарстанских летчиков угнали свой собственный самолет. Видимо, на руку беглецам сыграл традиционный пятничный намаз, на время которого охрана ослабила бдительность. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Истребитель-перехватчик поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на возвращение и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана были вовремя предупреждены и пропустили самолёт в своё воздушное пространство. Хроника побега потом была скрупулезно воссоздана в художественном фильме режиссера Андрея Кавуна «Кандагар» (премьера - 4 февраля 2010 г.)

Бывшие узники были удостоены высоких правительственных наград. «За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана», указом Президента России от 22 августа 1996 г., звание Героя Российской Федерации было присвоено командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину. Орденом Мужества были награждены бортинженер Асхат Абязов, ведущий инженер Сергей Бутузов, бортрадист Юрий Вшивцев, штурман Александр Здор, ведущий инженер Виктор Рязанов.

Вместе с тем, в общественном пространстве всё чаще стал звучать вопрос: кому и зачем понадобилось рисковать жизнями наших граждан? К сожалению, дальнейшая история показала: «кандагарская эпопея» никого ничему не научила. Несколько лет спустя, в октябре 1999 г., после государственного переворота в Конго повстанцами был захвачен в заложники еще один экипаж летчиков из Татарстана. Но это уже другая история.

*Организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена.