Найти в Дзене
A linea

Жан-Клод Ларше «Лицо и природа», заметка на полях

В христологической части своей книги «Лицо и природа» Жан-Клод Ларше по поводу «своеобразной интерпретации» воскресения у Зизиуласа и Яннараса можно кое-что дополнить. Но сперва процитируем Ларше, что «согласно их мнению, воскресение Христа обеспечивает существование материального тела, обусловленного тварными ограничениями, по образу нетварного существования, поскольку оно ипостазировано в реальном существовании (существовании личности) благодаря личному взаимоотношению с Богом – единственным, кто его оживотворяет» (1).

Вопросы Ларше, немного перефразированные:

1. Каким образом ипостазирование может влиять на всех людей минуя природу?

2. Как личное отношение имеет оживляющую силу, переводящую «тварное в нетварное» (2)?

3. Что по поводу всеобщего воскресения, если уровень личностного взаимоотношения с Богом не достигнут в должной мере?

Возникшие соображения:

- существование материального есть тварный, самодовлеющий факт в воскресении, указывающий на восстановление природы, личность ипостазируется постольку поскольку есть куда ипостазироваться;

- в Воскресении Христа, Господь «специально» демонстрирует (Ин. 20:27), что тело его физически ощущаемо, поэтому можно высказать мысль, не как у Ларше (см. п.2), что нетварное становится тварным, но тварным с особыми, духовными свойствами;

- также, как замечает Ларше, имеется вопрос, какая сила возникает в отношении и здесь хотелось бы отметить, что сила обычно приходит из онтологического источника – здесь их два, решающая со стороны Бога, сам процесс характеризуется как всем известная синергия, а отношение – есть волевое усилие, действие желательной силы (особенно проблематично, если по Зизиуласу/Яннарасу отношение только личностно и онтологически ничтожно);

- также корректировки требует замечание Ларше о силе условно переводящей «тварное в нетварное» (см. п.2), так как мы ежедневно встречаемся с этим событием, и оно называется смерть (скорее, «освобождающее» нетварное), тогда как именно Благодать, божественные энергии воспроизводят тварное и механизм был отчасти описан в Книге Бытия.

1. Ларше Жан-Клод «Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннарса и Иоанна Зизиуласа – М.: Паломник, 2021, с.173.

2. Там же, с. 173.