Долгую, достойную жизнь прожила Елена Петровна Муратова, блиставшая несколько десятков лет на сцене Театра-студии киноактера, игравшая в советских фильмах, преподававшая актёрское мастерство в вузах столицы.
Елена Довлатбекова родилась в Тифлисе в 1932 году. Её родители были далёкими от искусства людьми. Но сама культурная атмосфера города с обилием театров и музеев вдохновляли и творчески развивали юную Елену. Её музыкальность и красота привели её в любительский театр, а после окончания школы она поехала в Москву, и поступила на актёрский факультет ВГИКа, где пять лет училась в актерской мастерской режиссера и сценариста Юлия Райзмана.
Учась на первых курсах института Елена снялась в главной роли в фильме "Шарф любимой". Фильм был о спорте и лошадях, снимали его на Кавказе. Молодая студентка сыграла свою роль отлично, да и на Кавказе чувствовала себя превосходно, находясь в родной природной стихии.
Через три года актрису пригласили на главную роль Лизы в фильме "По ту сторону". Фильм был о становлении советской власти в Сибири, и молодая актриса поехала сниматься в дальние сибирские края, и прекрасно себя проявила в далеко не родной природной стихии, среди снегов и метелей. Она так истово читает стихи Маяковского и заряжена революционным пылом в кадре, что под ней прямо земля пламенеет. Роль Лизы получилась неоднозначная, ибо героиня в итоге отказалась от своего любимого, потерявшего ногу в боях с врагами, ради продолжения революционной борьбы. В этом фильме дебютировала молодая А. Пахмутова написавшая "Песню о тревожной молодости", которая стала после очень популярной в СССР.
И казалось бы что великолепно сыгранная роль Е. Муратовой должна была стать для неё трамплином к другим большим ролям, но произошло как раз совершенно обратное. Актрису почему-то совсем перестали снимать в главных ролях. Зато очень часто приглашали на роли второго плана, а через некоторое время Елена Муратова вообще стала закоренелой эпизодницей.
Зато очень хорошо шли дела у Елены Муратовой в Тетаре-студии киноактёра, в труппу которого Елена Муратова влилась ещё в 1958 году, и который остался основным местом её работы до конца жизни. Набравшись необходимого опыта в образах второстепенных персонажей спектаклей, актриса позднее выступала в ведущих ролях Катерины и Варвары в классической постановке "Гроза" по пьесе А. Островского, веселила зрителей в образе Марселины в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", поставленном режиссёром Евгением Радомысленским. Играла Е. Муратова бабушку в "Королевстве кривых зеркал" и фею в "Волшебнике изумрудного города".
Е. Радомысленский поставил несколько моноспектаклей Елены Муратовой, взяв в основу сценария поэтическое творчество Серебряного века: "Здесь, на синей земле..." по произведениям Александра Блока и "Поэт Марина Цветаева". Также выдающемуся периоду русской литературы были посвящены постановки "Улица Мандельштама" по поэзии, прозе и личным записям писателя, а также "Затонувший остров", интерпретирующий переписку М. Цветаевой и Б. Пастернака.
Личная и творческая судьба Марины Цветаевой были созвучны душе актрисы. В попытке лучше понять литературное наследие и внутренний мир автора творческий тандем представил на суд публике новый сольный спектакль "Марина Цветаева. Мой Пушкин". После кончины Евгения Радомысленского Елена Петровна продолжила начатое дело и стала не только единственным участником сценического действа, но и режиссером и автором композиции.
А что касается кино, то Е. Муратова продолжала там исправно играть маленькие роли до самого конца перестройки. Но ни об одной из этих почти то 40 ролях сыгранных за 30 лет кинокарьеры нельзя сказать что-либо существенное. Хотя сами имена картин как раз очень значимые: "Вий", "Анна Каренина", "Зигзаг удачи", "Дни хирурга Мышкина", "Маленькие трагедии" и т.д.
Ещё будучи студенткой, уроженка Кавказа Елена Довлатбекова вышла замуж за молодого Раднера Муратова, который и подарил ей фамилию. А вскоре у них родился сын Леонид. Раднэр был в то время тонкий, изящный юноша и девушки были от него без ума. Один долгий роман его с Изольдой Извицкой говорит о том сколь он был популярен среди особ женского пола. Но увидев Елену, Раднэр влюбился в неё и сразу повёл под венец. Раднэр был коренной ленинградец и его отец, татарин по национальности, после войны был назначен первым секретарём компартии Татарстана. Так что он ещё был к тому же и весьма выгодный жених.
Но была у Раднэра одна тяжёлая страсть, которая в итоге и поломала его счастливую семейную жизнь. Раднэр увлекался ставками на скачках и свободное время проводил на ипподроме. Фортуна не всегда была благосклонна к нему, неудачи в игре заставляли его влезать в долги и продавать ценные вещи из дома. Елена Петровна безуспешно пыталась бороться с пагубной привычкой любимого человека, даже нашла специалиста в области психиатрии, чтобы тот помог Раднэру, однако лечение не дало эффекта, но в конце концов попросила мужа о разводе.
Но разведясь супруги ещё долгое время, хоть и жили отдельно, поддерживали отношения ради сына. В итоге ни Елена, ни Раднэр так больше и не связали себя узами брака, хоть оба ещё жили долго.
Когда Раднэр Муратов сыграл свою истинно звёздную роль в "Джентльменах удачи", Елена Петровна шутливо представлялась: "Я бывшая жена Василия Алибабаевича".
В пост-советское время Елена Петровна Муратова совсем не играла в кино, но долго преподавала актёрское мастерство в ИСИ, и продолжала играть свои моно-спектакли.
Леонид Муратов пошел по стопам родителей и овладел актёрской профессией, окончив Школу-студию МХАТ, снимался в кино, служил в Театре им. Пушкина, работал и продолжает работать в Москонцерте.
Последние годы жизни, бывшая жена Василия Алибабаевича, Елена Петровна Муратова провела под пристальной заботой сына, вдвоём с которым проживала в Москве, на Большой Никитской улице.