Вот и наступил наконец тот самый день, когда я могу смело говорить: «Мама, я настоящий настольный блогер!», потому что выцыганил коробочку специально на обзор.
Перед вами кооперативная игра Art Project – с одноименным наименованием (спасибо за прямое переложение) на русском языке, игра, рассчитанная от 1 до 6 человек и игра, которая будет отдавать вайбами пандемии, которая играется внезапно на протяжении порядка 40 минут.
Игра эта – не от ноунеймов, а вовсе даже – от авторов серии «Welcome to…», которые у нас знакомы как «Бумажные кварталы» и «Добро пожаловать на Луну!», «После нас», «Ковбой Бибоп» и так далее. Ну и конечно же, под оформлением Венсана «Нашего все» Дютрэ-э-э-э-э-э-э-э….
В духе приснопамятного фильма «Охотники за сокровищами» (да, он про Вторую Мировую и в целом, несмотря на присутствие маститых артистов, достаточно посредственный), игроки за столом берут на себя роль команды отчаянных борцов за сохранение предметов искусства, потому как в мире появилась корпорация «Белая рука» (и Саруман здесь совсем не при чем) – они похищают картины, скульптуры, артефакты забытых цивилизаций по всему свету ( это не шутка, в коробке – аж шесть карт, каждая со своей стартовой раскладкой и правилами). Наша задача - предотвратить это непотребство и сохранить высокую культуру для будущих поколений.
Что по механикам? Игра на самом деле простая, как 3 копейки, но не стоит судить её за это. Львиную долю удовольствия (и я не покривлю душой если скажу, что это фишка и главный механизм) игра приносит не за счёт глубины каких-то механик и не из за сложного процесса или какой-то невероятной тематичности происходящего, а именно за счёт необходимости плотного взаимодействия друг с другом (мало в каком кооперативе, ну, может быть, за исключением Острова Духов, вы будете так зависеть от действий товарища)
Игровой процесс зациклен на трех фазах - сперва вы тянете по две карты миссий (как и в Пандемии если они закончатся – вы проиграете) в определенном вами порядке (на обложках карт нарисованы улики, которые они дают при выполнении, и это может быть критично важно). На картах отражено 4 этапа, и одну из полученных карт необходимо целиком и полностью отыграть, а вторую - отправить в сброс. Сперва необходимо потратить какое-то количество ресурсов – а их в игре три: пистолеты (для борьбы с агентами), рации (для найма союзников), бензин (для перемещений по свету) – да плюс здоровье персонажей, которым можно компенсировать отсутствующие ресурсы (золотое правило – если в закромах ресурс есть, ранить персонажа ради экономии не допускается)
Так вот, для успешного розыгрыша миссии выполнения вам необходимо потратить определённые ресурсы (причем базовые хранятся в общем доступе, а здоровье расходовать вы можете только своё) После этого необходимо выставить определенное количество агентов в конкретный город (они, к сожалению, не называются – а помечены лишь типом произведения искусства, который там можно отыскать). Затем вы получаете за выполнение миссии определенное количество ресурсов и, наконец, получаете улики - в соответствии с шестью типами произведений искусства. Накопилось три символа – карты сбрасываются, а в город, помеченный таким же символом, «капает» ящик с искомым предметом – в зависимости от сценария, их нужно собрать шесть-семь.
После того, как миссии успешно исполнены, начинается пора передвижений - вы можете потратить имеющийся бензин (или хп), чтобы переместиться в соседнюю локацию. Затем наступает фаза столкновений (опционально – если вы находитесь в городе с агентами), после которой вы сможете подобрать предметы искусства (если агентов – нет). Чем ближе вы к успешному завершению миссии, тем проще вам нанимать союзников (дополнительные кубики, о них -позднее), но вместе с тем сильнее агенты «Белой длани».
И что делать, если в городе засели агенты, которые мешают вам выполнять вашу работу? С ними можно повоевать с помощью кубиков – вы кидаете их за каждого персонажа, который находится в локации – плюс за приобретенных союзников. Сила агентов, с другой стороны, высчитывается из их количества в локации, в штабе, а также от текущего количества найденных сокровищ – чем их больше, тем оппоненты злее. Каждый сброшенный пистолет добавит вам 2 очка силы, а если вам и того не хватит, чтобы превозмочь агентов (да, кто-то кидает кубики с результатом 1-2!), можно сбросить карты с
уликами – каждый символ – один переброс кубика. Даже если и теперь побить агентов не удалось – штош, потеряйте хитпойнт и try again later.
Если вдруг в городе скопилось 5 фишек агентов на конец фазы действий, то город окажется захвачен. В него больше нельзя заходить, там не появляются предметы искусства, а те агенты, которые должны заспауниться в этом месте, уходят в штаб и, таким образом присутствуют незримо во всех замесах, в которых вы участвуете. К слову, на некоторых картах потеря даже одного города означает проигрыш – кстати о последнем! Помимо окончания колоды миссий, смерть хотя бы одного из персонажей, захват всех городов или окончание в запасе фишек агентов руки – вот условия для поражения. И да, проиграть тут НУ СИЛЬНО ПРОЩЕ, чем выиграть.
Игра на пальцах выглядит простой (даже, пожалуй, проще пандемии). Но дьявол кроется в мелочах. Игра тащится за счёт необходимости чётко согласовывать действия: если каждый будет играть миссии, как ему вздумается и не советоваться с товарищами, может возникнуть ситуация, что внезапно на поле (у меня был опыт, когда одним ходом мы сдали целых три локации!) вы окажетесь отрезаны от локаций с предметами искусства, останетесь без ресурсов (перемещаться без бензина по полю нельзя, а без перемещения нельзя очищать города от агентов и собирать предметы искусства). Более того, если вам не удастся собрать сеты из улик, в принципе искомого не появится на поле. А если вы будете играть карты с двойными символами, улики будут расходоваться быстро – карты сбрасываются мгновенно при сборе сета, и нельзя подгадать ситуацию, чтобы потратить несколько карт для появления двух-трех предметов на поле.
Я подчеркну, игра при её кажущейся простоте невероятно кризисная. Вам постоянно чего-то (А ИНОГДА -ВСЕГО!) не хватает. Вам приходится балансировать буквально на кончиках пальцев и из последних сил что-то пытаться сделать хоть что-то полезное (или наименее вредное). Я в кои-то веки пожалел, что пренебрег возможностью сыграть на базовой карте, ибо игра нас просто уничтожила. Мы играли на карте Скандинавии, где очень дорогие перемещения (Некоторые соединения между городами требуют расходовать 2 бензина, а не 1, а с учётом того, что на старте вам дается три канистры, это адски затратно). Впрочем, аналогичный исход ждал нас и на второй карте – мы решили не чистить локации сразу и не покупать союзников… и нас снова вынесли вперед ногами.
Выиграть я смог только на третий раз – когда сел играть, что называется, с евробоярами (причем трое из нас уже играли в проект АРТ!) – и даже тогда мы победили лишь за 1 раунд до исчерпания колоды событий. При этом мы играли на относительно простой карте!
Кстати, о них. В игре есть 6 сценариев/карт. Япония (базовая версия, без дополнительных механик), Египет (локации выстроены в линию, и идти в пустыню – бесплатно, но там уже на старте все больше агентов, а вот обратно – придется тратить бензин). Скандинавские страны (дорогие перемещения, а еще, получая предмет искусства, случается событие – от получения топлива до появления агента ВО ВСЕХ ГОРОДАХ СРАЗУ), США (запас улик – не общий, а индивидуальный, картами можно обмениваться в одной локации, но только при отсутствии врагов, а в стартовой еще и дают пистолетов), Полинезия (все локации продублированы, они не связаны друг с другом, но агентов появляется вдвое больше), Рио (показалась мне самой сложной – собирать предметы надо в строго заданном порядке и подбор наваливает агентов в центральную локацию, потерял хотя бы одну – читай, не сможешь перемещаться).
Если вкратце – проект Арт прокатил меня на дофаминовых американских горках. Как я уже сказал, первые партии втоптали меня в грязь (я не шибко люблю, когда игра измывается надо мной раскаленной кочергой) и это сильно подорвало впечатление) – и заодно породили впечатления, что игра плохо скейлится на разные составы – вдвоем-втроем очень тяжко будет «почистить» от агентов стартовые локации, а впятером-шестером создастся хаос и вы израсходуете миссии чрезмерно быстро. А вот четверо игроков – на мой взгляд, оптимально – уже открывается возможность тщательного обдумывания, кто и что может в конкретный момент сотворить, и чем помочь команде.
О плюсах
Игра – все-таки занятная. Она отлично оформлена (и не только благодаря художнику) – за скромные 2300 рублей здесь ворох контента – и несколько карт, и россыпь деревянных кастомных компонентов (а с наклеечками так и вообще красота!). Она чертовски реиграбельная (шесть разных сценариев, напомню) и разнообразная, и бросает вызов на раз-два. Заальфачить или пройти «на шару» - точно ней выйдет, тут важен вклад каждого. Ну и плюс – это отличный, что называется, филлерный кооператив. Партия на шестерых за 40 минут? – легко (и вовсе не потому, что вы моментально проиграли) А еще, что круто и я, конечно же, продублирую это в минусах – нужно четко просчитывать действия – условно, сначала один игрок чистит локацию с агентами, потом другие подбирают ящики – не наоборот! – иначе агенты усилятся и без покупки новых кубиков «накидать» 25+ силы с пары шестигранников вы тупо не сможете.
Ну и минусы.
Как я уже говорил, игра кризисная. Очень. Иногда может казаться, что это невывозимо. Процесс – все-таки, достаточно абстрактный, и, если вас интересуют игры, которые четко увязывают тематику и механики – сорян – здесь больше история про сову и шарообразное отражение нашей планеты, не совсем понятно, почему ребятки, разбежавшиеся по всей Америке или Полинезии, расходуют бензин из одного автобуса или пересылают друг другу Уоки-токи или накладывают припарки товарищам. Заодно честно скажу, что не представляю, как можно побеждать вдвоем – ни стартовая раскладка, ни ресурсы, ничего не изменяется в зависимости от числа участников. И для победы над двумя агентами на старте (так практически на всех картах) вам нужно выкинуть на кубиках 8+ (если у вас вдруг кончились пушки) – и это иной раз может быть непосильной блин, задачей, особенно, если вы разбрелись по карте и пытаетесь это сделать в одиночку. Рандом такой рандом, да.
Резюмируя – игра, конечно, забавная. Не бриллиант, не доллар, чтобы нравиться всем, но игра – стоящая внимания. Не буду говорить, что цена – огонь (каждый судит по себе), и что надо брать в каждый дом ( аналогично), но штука – однозначно приятная. Дальнейшие выводы - за вами.