В России опять пытаются переписать историю. Российские коммунисты решили начать процедуру непризнания знаменитого ХХ съезда КПСС, на котором в 1956 году Никита Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина.
Нынешние коммунисты считают, что на самом деле тот съезд был «заговором троцкистов» - и заговор заключался в том, чтобы подорвать доверие советского народа к компартии.
Совершенно непонятно, как можно добиться непризнания съезда, который реально состоялся - это примерно как потребовать и непризнания Хрущева, главного докладчика на том съезде: что якобы не было в истории такого руководителя страны. Инициатива выглядят абсурдно – но она вполне вписывается во многочисленные сообщения о том, как образ Сталина приукрашивать и возвращается в Россию.
В разных городах опять появляются памятники Сталину. Журналисты посчитали, что таких новоделов возникло уже больше сотни.
Но, конечно, это пока не идет ни в какое сравнение с тем, что было в советскую эпоху, когда памятники Сталину и Ленину были на каждом углу. И вспоминаю анекдот на эту тему – почему страна была буквально усыпана каменными изваяниями советских вождей:
- Почему в стране так много памятников Ленину?
- Историки от нас скрыли, что во время революции была война армии его клонов с Медузой Горгоной.
Вот, например, в Волгограде открыли памятник Сталину - инициатива принадлежала местным коммунистам. Они нашли бюст, который был изготовлен еще при жизни Сталина и сохранился на каком-то складе. Бюст установили возле обкома КПРФ, сзади на стене нарисовали советский флаг.
И о вожде вспоминают не только коммунисты. Имя Сталина опять у многих на устах. А нем с уважением, а то и с любовью, говорят активисты различных х движений, представители церкви, чиновники, и составители учебников. На защиту Сталина встают депутаты Госдумы – когда возникают споры об острых моментах российской истории.
Сталин возвращается вместе с другими образами советской эпохи - и при этой также возвращается царская символика, образы Российской империи. И в результате наблюдается жуткая эклектика. Вот например - в Москве построили храм в честь Николая II. И при чем его построили не где-нибудь, а в Войковском районе столицы.
Такого, пожалуй, не было даже у Сорокина или Пелевина: для увековечивания памяти убитого императора выбрали район, названный в честь одного из организаторов и участников убийства царской семьи.
Более удивительное сочетание трудно представить, но многие стараются подняться на такие же высоты исторической эклектики. Вспоминаю новую медаль для сотрудников спецслужб - с портретом Дзержинского. А на другой стороне - двуглавый орел, против которого Дзержинский боролся всю жизнь.
Выглядит примерно так же, как идея, которую давно озвучили власти Петербурга - заменить когда-нибудь во время ремонта серп и молот на борту крейсера «Аврора» на двуглавого орла. Как комментировали это в питерских соцсетях, во время революции «Аврора» стреляла по царскому орлу, а теперь «обратка прилетела». Некоторые стали сразу предсказывать проблемы с иностранными туристами:
«На корабль революции с двуглавым орлом китайские туристы не пойдут, может, даже в воду будут прыгать от возмущения».
Интересно смотрится и Московский Кремль, где к красным звездам добавили двуглавых орлов. На это в какой-то момент обиделись коммунисты, и на заседаниях Госдумы депутаты от КПРФ тогда возмущались:
“На Кремлевском дворце четыре орла подряд сидят. Это что – курятник, простите, сделан?”
В общем, в современной России смело перемешивают символы царской эпохи и СССР, и торжествующая эклектика – повсюду. Ну а мне в этих смелых экспериментах по соединению несоединимого - символов разных исторических эпох - особенно понравилось, какой трансформации был подвергнут знаменитый в советские времена МИИТ – институт работников железнодорожного транспорта. МИИТ переименовали в университет, и в итоге теперь получается такое полное название:
“Московский государственный ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени университет путей сообщения имени императора Николая II”.