Найти тему
Андрей Сталк

Небо

№Небо", 2021, Россия
№Небо", 2021, Россия

Выше только звезды

Военный боевик, незатейливо названный «Небо», был таким же незатейливым. Пилотов российского бомбардировщика, патрулирующего немирное небо Сирии, подбивают турецкой ракетой. Одного из летчиков подобрали наши войска. Ну и положенные флэшбеки, худо-бедно пытающиеся объяснить характеры и поступки главных героев. И самая мякотка – основано на реальных событиях, пресловутом турецком «ноже в спину» и последующим запретом на российских туристов и турецкие помидоры. Обыкновенный контент с правильным вектором и проверенными артистами. Спроси сто человек на улицах Москвы или Екатеринбурга – и, дай бог, чтобы десяток что-то припомнил. Не гайдаевская комедия, не народный Данила Багров и не пропиаренный проект, вроде съёмок операции этнической эстонки в космосе.

И мало бы чем зацепился в памяти фильм Игоря Копылова, если бы не угодничание крупнейшего российского кино-агрегатора Кинопоиск. По его версии – это вершина мирового кино за всю его историю, даже сейчас находящийся в топ -150 (на корпус опережающий «Адвоката дьявола» и «Назад в будущее»). Это уже не первый (и даже не десятый) случай странного позиционирования фильмов, которые интересны Кинопоиску, и давно уже никто не слушает иногда встречающихся оправданий, мол, это зрители так оценивают. Все знают, неважно, как голосуют, главное, как подсчитывают. Смотри правило №1 – «В рейтинге учитываются только проверенные оценки доверенных пользователей. Все попытки недобросовестных пользователей «накрутить» рейтинг не учитываются алгоритмами автоматически». Ну да три четверти десяток среднему фильму, с точки зрения Кинопоиска, это проверенные оценки доверенных пользователей. Ну да бог с ним, не постулат Евклида, чтобы принимать на веру, и даже наоборот.

Но, раз фильм объявлен шедевром, посмотрим на него внимательнее. Сначала вопросы по сюжету. Что делают российские вооруженные силы в далёкой Сирии, как показали этот определяющий момент в картине? А не понять, говорят военные, сегодня он террорист, завтра за нас, а потом враг нашего врага. Зашибись. Так что забыли российские бомбардировщики за тридевять земель, кого они бомбят и во имя чего? Лупи по всем, аллах опознает своих. Ладно, чего хотеть от военных, если даже наши великие вечерние аналитики сами колеблются с линией партии, ятаган у нас в спине или олл инклюзив? Отсюда следующий вопрос – а как в фильме могучая Россия показала нехорошей Турции кузькину мать? А никак. Грозно насупил брови Анатолий Кот (обычно играющий бандюков) в роли министра обороны Шойгу – сейчас цацкаться с ними не будем, и на этом всё. Ну и террористов-сирийцев или кто там из мусульманской братии постреляли, потеряв вертолет и нескольких бойцов. Яиц не хватило хоть за кадром об извинениях Эрдогана сказать?

Теперь от глобального к локальному. Хочется после фильма подражать Герою России Олегу Сошникову? Да никаким боком. Вначале его выставили каким-то финансовым неудачником, хотя подполковник – боевой летчик вряд ли в России бедствовал в любые времена. Но образом сокурсника, который из бандитской шестерки стал уважаемым бизнесменом, были четко расставлены приоритеты. Идем дальше. Подполковнику предложили быть частным гражданским пилотом за хорошую зарплату – это противоречило его идеалам. Но как только представилась возможность лететь не пойми-куда, бомбить не пойми-кого сразу же – Служу России! Жена, начальство отговаривали – нет, ФАБами по сирийцам – смысл жизни.

А на войне убивают. Героя России за что Сошникову дали? За то, что подбили? Какой подвиг совершил боевой пилот по любым меркам? Протаранил колонну террористов, увел горящий самолет от мирного кишлака, закрыл телом товарища? Во имя чего погиб муж и отец? Бумажные самолетики на панихиде – это трогательно, но фильм-шедевр мог бы как-то раскрыть эту тему. А как? Озвучить сумму контрактов наемников? Показать, как лучшей армии мира сдаются все вокруг? Ну придумайте, что-нибудь правдоподобное, раз есть команда сделать фильм великим.

А великим делают кино люди. Вы чувствовали нерв между Игорем Петренко и Марией Мироновой, восторгались образами военных – от невротичного командира училища до толстого командующего войсками, сжимали кулаки при виде холеных бородачей? Кстати, а почему стыдливо изменили фамилии прототипов – реальных Олега Пешкова и Константина Мурахтина (кстати, штурману за то, что выжил, Героя России, не дали)? Но зато «Небо» уже включено в перечень фильмов, обязательных к просмотру в Вооружённых Силах Российской Федерации. Наверное, чтобы военнослужащие сделали те выводы, как и курсанты, массово бросившие армию в фильме. Причем, кстати, бросил и наш главный герой, но, видно, неправдоподобная драка в городском автобусе всё перевернула.

Прошло немного времени, и уже и бомбардировщики не над Сирией летают, и у министра обороны более славянская фамилия. Подождём, какой фильм теперь назначит величайшим самый главный киноресурс.

(с) Андрей Батурчик