Интервью с режиссером Василием Медведевым об особенностях профессии, стратегии работы с героями и том, чего часто не хватает начинающим специалистам.
Больше о документальном кино и возможностях в нем: https://t.me/DocStreamHub
Почему вы выбрали профессию режиссера? Думали ли связать свою жизнь с другими областями?
Моя мама театральный режиссер, поэтому я с детства находился на репетициях, читках, премьерах и капустниках. Меня увлекала эта атмосфера, этот процесс. Лет в 12 взял в руки видеокамеру и начал много снимать: город, семью, спектакли, даже несколько рекламных роликов. В кадре были актеры из театра и просто знакомые. Конечно, эти ролики никто не заказывал, все шло от собственного желания, а монтировать помогали друзья с местного телевидения. Но что интересно, готовые ролики были показаны предприятиям, продукцию которых мы снимали, и некоторые работы были выкуплены. На вырученные деньги получилось приобрести свою камеру, телевизор и видеомагнитофон с возможностью монтажа по меткам. Вопрос, куда и на какую специальность я буду поступать, даже не стоял, все было очевидно.
Кроме режиссерской работы, в нескольких фильмах вы выступали еще и в других ролях: сценариста, продюсера, оператора. Расскажите, почему приняли такое решение, и планируете ли вы занимать эти должности в своих следующих проектах?
Во-первых, решения никакого я не принимал, меня всегда привлекала эта сторона работы. К тому же удобно прибегать к такому варианту, когда надо снимать, не имея бюджета. В документальном кино существует такое понятие, как уходящая натура, то есть либо снимаешь сейчас, либо уже не получится никогда. Нередко так создается половина фильма, а то и весь. Бывает, потом удается получить финансирование, и вы едете полноценной съемочной группой на досъемки. Со временем ко мне стали обращаться коллеги, звать как оператора на свои фильмы, с удовольствием всегда соглашался. В доке оператор, это полноценный соавтор, очень важно «видеть» историю и уметь ориентироваться в ситуации, не ожидая указаний режиссера.
Насчет сценарной работы, то это вроде обычная практика, когда режиссер является автором или соавтором фильма, а вот продюсером стал вынужденно. Я же из Иркутска (в Москве третий год), киноотрасль там не очень развита и сейчас, а 10-15 лет назад тем более. Вот придумал я фильм, есть история, есть герои, и чего с этим делать? Нет больших студий, куда можно было бы прийти с заявкой. Пришлось стать продюсером самому, искать возможности для реализации проекта. Конечно, были коллеги, кто помогал с оформлением заявок, документов, отчетов, привлекались люди неравнодушные к конкретной теме фильма. В какой-то момент я понял, что источник силы для реализации замысла только ты сам, по умолчанию твой проект никому не нужен и неинтересен, это нормально. Хван Дон-хек почти 15 лет искал возможности для реализации «Игры в кальмара». Пример не самый оптимистичный, согласен, но жизненный. Впрочем, продюсер я так себе, меня эта деятельность тяготит. Такому человеку нужно быть в тусовке, бесконечно общаться, налаживать новые контакты, активно продавать и себя, и проекты. Я по своему складу интроверт, все мое нутро сопротивляется этой деятельности. Поэтому в будущем предполагаю остаться только на позиции режиссера, сценариста и оператора.
Был ли в вашей творческой биографии фильм, работа над которым далась сложнее всего? Если да, то расскажите о нем.
Кино – это всегда сложности. В игровом одни, в документальном другие. Даже на первом большом моем документальном проекте «Быль о белом горностае» они были. Изначально проект назывался «Фарфор и свиньи». По замыслу история строилась на двух героях: первый – предприниматель, который на прибыль от свинофермы финансировал остатки Хайтинского фарфорового завода (работала небольшая мастерская), второй герой – бывший директор завода, руководил в советское время и в 90-х. К моменту, когда нашел финансирование, свиноферма обанкротилась и предприятие закрылось, а бывший директор умер. И вот у меня деньги на фильм, уникальное предприятие со 150-летней историей и сценарий, который надо писать с нуля. Документальное кино тем и интересно, что строится на реальной жизни, а жизнь подчас делает крутые повороты, и все может поменяться в одно мгновение. Пришлось долго объяснять чиновникам, почему снимать буду не по своей же заявке и почему название другое будет. Впрочем от изначального замысла я не сильно ушел, суть осталась та же.
Какую стратегию вы выбираете при съемке документального кино: абстрагироваться от своих героев, сохраняя позицию стороннего наблюдателя (подобно той, что будет у вашего зрителя) или же максимально погрузиться в их жизнь?
Абстрагироваться? Ни в коем случае. Почему мы решаем снимать конкретное документальное кино? Потому что тебя лично задевает и волнует эта тема, иначе невозможно увлечь этим зрителя. Стратегия, вот тут да, есть разные подходы. Есть школа Разбежкиной, по которой нужно месяцами ходить с камерой за героем. Да, наблюдение, это необходимая часть процесса, но я в основе придерживаюсь другого способа. Меня учили корифеи советской школы, они предлагали не искать и не ждать момента, когда герой себя проявит, а провоцировать, создавать такие ситуации. Но это тема отдельной долгой лекции с примерами и практикой, в двух словах не раскроешь всего.
Что бы вы назвали главной сложностью своей работы?
Главная сложность автора и режиссера – найти возможность снять свой фильм, остальное, это технические и творческие задачи.
Расскажите, какие фильмы вы бы назвали своими любимыми и почему?
Если речь про свои работы, то все по-своему любимые, не смогу выделить одну. Даже если проект получился не очень удачный, все равно любишь в нем какие-то моменты.
В российском и мировом кино множество работ, которые пересматриваю – от классики и авангарда, до современной фантастики. Люблю «Жить» и «Сны» Куросавы, это непередаваемая эстетика, особый взгляд на мир. Люблю «Интерстеллар» Нолана, люблю «Иваново детство» и «Андрея Рублева» Тарковского, люблю картины Рязанова и Гайдая, Бондарчука старшего и Шукшина. По доку, недавно пересматривал фильм своего мастера «Глубинка 35x45», замечательная картина. Люблю все эти работы за их высказывания, за создание нового, не калька с десятков референсов (современный бич кинематографа, коллеги как будто боятся новых идей, сюжетов, визуальных решений, которые не использованы десятки раз до этого).
Какой профессиональный принцип вы бы назвали основополагающим для своей работы?
Сложный вопрос. И слишком он безапелляционно звучит. Опишу, что мной движет, что важно лично для меня. Режиссер – это рассказчик. Если у средневекового скомороха, как и у современного актера, из инструментов было только свое тело, жесты, речевой аппарат, то у режиссера инструментарий гораздо шире, масштабнее. И всем надо в совершенстве владеть, иначе будет фальшь. Кино, это не только творческий, но и сложный производственный процесс. Чтобы режиссеру не потеряться в ворохе рутинных ежедневных задач, должно быть четкое понимание, что он делает и зачем, что он хочет сказать зрителю. Это как компас, который задает направление движения всему коллективу. Если получиться увлечь команду, то, возможно, получиться так и со зрителем. Общий лейтмотив моих проектов – это сделать наш мир чуточку, но лучше.
В беседе до интервью вы упоминали, что сейчас больше ориентированы на игровое кино. Поделитесь, какой сюжет вам хотелось бы воплотить на экране?
Да, действительно. Сейчас больше устремлен на игровое кино. После съемок дебютной короткометражки в Иркутске принял решение переехать в Москву. Как мне казалось, условий тут гораздо больше, впрочем, так оно и есть. В прошлом году снял в Москве еще одну короткометражку – «Счастливый конец», она уже на принципиально другом уровне, с участием известных молодых актеров. Картина готова, но в сети ее пока нет, ездит по фестивалям. А планов много, параллельно разрабатываю несколько проектов. Есть замечательная полнометражная приключенческая история про подростка-неудачника, который мечтал стать супергероем и даже стал им, но счастливым его это не сделало. Впрочем, в финале обязательно все будет хорошо. Так же есть молодежный проект – по форме мистический детектив, а по содержанию он про настоящую дружбу, искренность и честность. Надеюсь, в ближайшее время представлю их на нескольких питчингах, в том числе в Минкульте. Также в разработке молодежный триллер, полный городской субкультуры. Хочу для участия в фильме привлечь двух известных исполнителей, сейчас веду переговоры по условиям. Есть и другие проекты в разной степени готовности, все параллельно неспешно двигается.
Где бы вы посоветовали набираться опыта начинающим режиссерам?
Там, где живете. Снимайте и еще раз снимайте. В режиссуре чудес не бывает, как и в музыке, и в живописи, везде необходимо набивать руку, оттачивать навыки. Нет возможности снимать игровое кино, беритесь за документальное, там работают все те же законы драматургии, также надо четко определиться с замыслом и задачами, придумать и реализовать проект, смонтировать, озвучить. Еще можно сотрудничать с театральными студиями. Опыт при любом раскладе незаменим, получить навыки коммуникации и взаимодействия необходимо. Поставьте небольшие этюды, одноактные спектакли.
По игровому кино проще, конечно, в Москве, тут множество молодых актеров, готовых сниматься бесплатно. Есть недорогие фотостудии, много публичных интересных пространств. И не нужна Arri Alexa, и объективы от Cooke Optics, можно снимать на любую зеркалку, петличные радиомикрофоны б/у на авито стоят копейки. Так и со светом, есть масса недорогих вариантов. Объединяйтесь с единомышленниками и пробуйте. Если вам кажется, что задуманное невозможно реализовать, то может и не нужно идти в режиссуру – так как уровень этого невозможного только повышается по мере усложнения проектов. Есть еще иллюзия, что вот сейчас на меня упадет сто тысяч миллионов, и я покажу всем. Нет, не покажите, вы просто спустите в урну кучу денег, которые к вам чудом попали. А очередной инвестор разочаруется в русском кино.
«Мне нужны деньги, чтоб сразу снимать хорошо и качественно» – часто слышу эту фразу. Ну, ждите, удачи в вашем нелегком ждунском труде.