Привет друзья!
Я много лет работаю в автобизнесе. Моя специализация это гарантийное и послегарантийное обслуживание (занимался Land Rover, BMW, а последние шестнадцать лет VAG-группа). Сегодня хочу с вами поговорить о том на что нужно обращать внимание при выборе современного автомобиля с точки зрения сервисмена.
Первое, внешний вид.
Тут выбираете по своему вкусу и никто Вам неуказ. Есть пара моментов:
- Хром. Это "дорого-богато" но за ним нужно следить. Обязательно после моек протирать (от щелочной пены могут оставаться "ожоги-пятна")
- Шины. Восторженные возгласы блогеров на Yоutubе про 20-е катки меня не впечатляют, т.к. и 18-е тоже могут отлично смотреться. А вот что действительно "впечатлит" Ваш кошелек так это цена резины! Дешманский Китай лето R18 примерно 18000 руб комплект, такой же Китай R20 уже 30000 руб комплект. Если смотреть хорошие шины то R18 около 44000 руб, R20 грубо 80000 руб. Ощутили разницу?
Второе, кузов.
Оцинкован или нет. Если нет, то обрабатывать антикором цены около 30-40 тыс. руб и ещё не везде обработаешь. Для меня это "диковато" (хотя учитывая реалии, придется принять как неизбежное), т.к. у VAG давалась 12-тилетняя гарантия от сквозной коррозии. В бытность работы у дилера ни одного гарантийного случая не припомню.
Третье, мотор и коробка передач.
Что хочу сказать, "Зелёная повестка" убила надёжные долгоиграющие моторы. Теперь их особо не откапиталишь, а цены на запчасти + работы такие что иногда дешевле найти контрактный мотор! Бензиновые ДВС считаю надёжнее, практичнее чем дизельные. Поясню почему. Ситуация- заправился неудачно, мотор зачихал, затроил. Если во время заметил, то сливаешь всё из бака, меняешь топливный фильтр, моешь инжектор, заливаешь правильное топливо и вперёд! Такая же ситуация с дизелем - сливаешь топливо из бака, меняешь топливный фильтр....а там уже стружка (в голове сразу: "ПОПАдос") и ловишь капремонт топливной системы, такой как замена/ремонт топливных форсунок и ТНВД, очистку компонентов: топливная рампа, трубки, топливный бак. Из практики: VW Crafter 2.0 TDI, ремонт после неудачного топлива (форсунки 4 шт, ТНВД, чистки и прочее) обошёлся в 300 тыс. рублей. Иногда думаешь в чем экономия ездить на дизеле?
Есть ещё один момент по современным дизелям - мочевина и сажевый фильтр. У нас в этом году (морозы хорошие были, долгие, под -35/37С) клиенты на свежепригнаных европейских VW Passat словили разморозку форсунок подающих мочевину (само собой с потерей мощности, с ошибками на сажевый фильтр). Для информации: ценник у форсунки под 35 тыс. руб.
Некоторые скажут - так отключить это всё, да вырезать к .... матери! Согласен, можно. Вопрос цены (от 30 тыс. руб, видел цены и в 100 тыс.) и качества услуги (например, неудачно перепрошил мозги ДВС и получил неверное смесеобразование вплоть до прогара поршней или клапанов; или теперь ЭБУ ДВС не видит вообще никаких ошибок. Смотришь на ДВС видишь что ему прям "плохо" а регистратор событий чистый!) Корочее, такое себе..
С бензиновыми моторами проблем чуть поменьше однако тоже есть "нюансы". Например малолитражные моторы 1.2 - 1.4 они холодные, ооочень долго греются зимой на х.х. (как и дизельные), это вызывает бесячий дискомфорт. Ставить сигнализацию с автозапуском на такие моторы не имеет смысла (тратить от 12 тыс. руб) ведь при длительной работе на холостом ходу можно словить - замерзание воды из выхлопных газов в катализаторе. Двигатель заглохнет и больше не запустится. И тогда, эвакуатор/ буксир/ гужевая повозка/ толпа добрых людей, которые смогут доталкать машину в теплое место. Через несколько часов вода в выхлопной трубе чуть растает и ДВС запустится.
Ещё момент по малолитражным моторам. Как правило, всё ждут маленького расхода топлива...ммм, это вряд ли! Во всяком случае в городском режиме (к паспортным можно смело добавлять 30%). Учитывайте это при планировании расходов на содержание автомобиля.
Моторы объемом 2.0 литра и выше. Солидно, мощно. А ещё мощный транспортный налог + расход топлива+затраты на ТО (т.к. объем масла больше чем у 1,2-1,4 л ДВС). Опять же учитывайте это при планировании расходов на содержание автомобиля. А ещё у них бывают задиры в цилиндрах, перегревы ГБЦ и прочие дорогие радости. Тут рекомендация такова. Масло на атмосферных ДВС менять раз в 10 тыс км, у турбированных 7-8 тыс км. Следить за чистотой радиаторов. Как правило, они идут пакетом, Основной Радиатор ОЖ+ Радиатор Кондиционера (а ещё там могут стоять - интеркуллер, радиатор охлаждения масла КПП, радиатор охлаждения масла ГУРа). Между ними со временем скапливается грязь, пух и прочее. Промывается с частичной разборкой. Снаружи не вариант, т.к. можно загнуть "на глухо" ламели на радиаторе кондиционера. Мой товарищ так сделал, потом разгибал эти самые ламели отвёрткой, на второй день психанул и купил новый радиатор;-)
По всем типам ДВС общая рекомендация:
- Ремень или цепь в приводе ГРМ. По мне так без разницы. Цепи вытягиваются, ремни рвутся. Если вытянутая цепь может предупредить об этом ошибкой в ДВС по неверной фазе ГРМ, то ремень ГРМ проверить можно только осмотром (т.е. специально туда залезть).
У цепи регламента к замене как правило, нет. У ремня ГРМ есть. Ставить эксперименты с ГРМ не нужно. Если произойдет перескок вытянутой цепи или обрыв ремня то ремонт встанет в ТАКУЮ копеечку, ахнете! Замена ремня ГРМ как правило дешевле замены цепи.
- Выбирайте моторы где стоят гидрокомпенсаторы в приводе клапанов а не там где зазоры надо регулировать в ручную (периодичность регулировки указывает производитель). Минимальное вмешательство человеческих ручек это хорошо.
- Топливо. Октановое число не ниже рекомендованного и будет Вам счастье. С дизелем сложнее. Есть летнее, есть зимнее. Ооочень часто на заправках ещё летнее, а на улице уже под -7С и ниже. Возите с собой Антигель и в этот период заливайте. Плюс иногда для профилактики добавлять присадки в бак для удаления воды.
Теперь поговорим про коробки передач.
Гидравлический автомат. Классика. Вполне себе надёжная коробка. КПД невысокий, но хорошо переваривает нагрузку. На маломощных атмосферниках едет "по пенсионерски", у меня даже девочки-клиентки жалуются что машина "тупая"! Рекомендации такие: следим за температурами (см. рекомендации по чистке радиаторов), меняем масло с фильтром не реже раз в 60 тыс. км. Плюсом таких коробок является то, что их много кто берется ремонтировать. По VAG скажу, что надёжные коробки (не считая механической КПП). Есть несколько машин (Туарег, ПолоСедан, Пассат с пробегами под 500 тыс. км и КПП там родные!)
Вариатор. Почти классика. Выше КПД чем у обычного автомата. Приличная динамика при маломощных моторах и...по мне так всё. Буксировать с осторожностью, буксовать с осторожностью и вообще...с осторожностью (перегреть, загубить можно на раз-два!). Управление тягой мне не нравиться, например, если нужно ехать тихонько, нажимаешь на газ чуть-чуть, а отклика нет, нажимаешь посильней и бац, резко поехал...бесит! Рекомендации: замена масла с фильтром не реже чем раз в 60 тыс. км. Следим за чистотой радиаторов. Минус такой, их мало кто ремонтирует. Цены соответственно "не слабые". Один из вариантов - это контрактная КПП.
DSG и прочие роботы с двумя сцеплениями. Бомбический КПД. Высокая скорость переключения. Даже со слабым мотором автомобиль будет хорошо ехать (если программно не задушено начальное переключение со старта). Некоторые мокрые сцепления могут спокойно переваривать момент в 500 Нм! Переключения передач четкие, почти не ощущаются. В сухих сцеплениях масло не меняется, в мокрых - раз в 60 тыс. с фильтром (как правило). Замена сцепления недешевое мероприятие, ремонт электрической части тоже. Для примера, замена сцепления на сухой DSG 62 тыс. руб, а если была бы механическая КПП то около 37 тыс. руб. С такими КПП не все сервисы связываются, имейте в виду, но найти можно.
Механическая коробка передач. Мегаклассика. Недорого. Надёжно. Хороший КПД. Ну как по мне, механика для города - это архаизм. Может дело привычки. Сам езжу на автомате много лет и кайфую, прям очень удобно! Считаю, что в МКПП одна проблема - "прокладка между рулём и сиденьем":-) Давным давно, был как то у меня клиент с претензией на гарантийный ремонт. Passat B7 , пробег около 15 тыс. км. Привезли на эвакуаторе, зимой. Не едет. Под капотом вонючий запах. На вопрос что случилось, сказал что сломалась коробка. Разобрали, посмотрели ничего не нашли кроме сгоревшего сцепления. Я ему: "Не гарантия, неправильная эксплуатация. Работы, замены за ваш счет". Ох как он ножками затопал, сколько интересного я про себя узнал и про сервис и про марку. По итогу он всё оплатил и уехал на исправной машине. А потом через некоторое время приезжает на ТО не он, а его жена. И мне рассказывает как они зимой наглухо застряли в сугробе и как её муж пытался из него вылезти, не жалея газа и...сцепления! Вот и верь после этого людям:-/ Вообщем при правильной эксплуатации прослужит долго. Замена сцепления недорого.
Мои рекомендации по функциям которые точно нужны в автомобиле:
- кондиционер, это без вариантов!
- датчики дождя и света
- датчики контроля слепых зон
- подогрев сидений, подогрев зеркал заднего вида
- парктроники, камера заднего хода
- ксеноновые или диодные фары
- сиденье водителя с поясничным упором
- подлокотник
- запаска или докатка
Остальное, по необходимости. Круиз-контроль, автопилот, интеллектуальный дальний свет, массаж и вентиляция кресел, контроль полосы, автоматическая крышка багажника и прочее. Это всё стоит денег. Думаем, считаем, принимаем решение.
Ещё несколько слов про современные технологии. Электронные комбинации приборов, планшеты во всю консоль - это конечно красиво, ярко, современно и...глючно. Далеко ходить не будем- зима, а куда ж без неё;) небольшие просадки напряжения АКБ на морозе и вуаля, всё моргает, всё сияет и не работает! Нагрели салон перезапустил автомобиль и вот вроде электроника опять пришла в себя. Успокоился ты на время, а интуитивно ждёшь следующего глюка-сюрприза. Так что на мой взгляд - весь это глянец мониторов, пыль в глаза, минимизация затрат. Слышал версию, что нынче хорошие физические клавиши стоят дороже планшетов...печаль:-/
Рабочий совет такой (я этим пользуюсь!): читайте отзывы про автомобиль который вы присмотрели. Дай Бог здоровья ребятам которые их пишут. Мало того что они уже купили "нужную вам машину", они ещё и не поленились систематизировать полученный опыт владения этой машиной, да ещё и написать про это! А если же машина новая, только пришедшая на рынок, то относитесь к ней критично, без детского "хочу-хочу-хочу", относитесь к ней как сервисмен!:-) Всем добра!:-)