Найти в Дзене
Сергей Михеев

Про обмен заключенными

Еще один «узелок» на «нити истории». Масштабный обмен заключенными между Россией и Западом, сложные договоренности, участвовало много стран. Владимир Путин лично встречал в аэропорту освобожденных. В администрации Джо Байдена говорят, что обмен заключенными не означает перезагрузку отношений между Россией и США, но некоторые политологи, эксперты, в том числе в США, отмечают, что обмен такого уровня – это некая подготовка к другим, более значимым договоренностям. Обмены всегда важны как проверенная переговорная процедура, потому что задействованы разные структуры многих стран.

Сергей Михеев: Я пока не разделяю оптимизма по поводу подготовки других, более масштабных договоренностей. Такие мероприятия готовятся долго, долго согласовываются позиции. Вы правы, что в этом участвуют разные ведомства - консультации шли длительное время на разном уровне. Но можно точно сказать, что каналы обмена информацией поддерживаются, а значит, разговаривать можно. Если можно теоретически разговаривать об этом, то в критической ситуации можно разговаривать и еще о чем-то.

Что касается более масштабных договоренностей, то я думаю, что для этого есть некий шанс. Но говорить однозначно, что сам по себе этот обмен что-то означает в этом плане, или это свидетельствует о том, что что-то готовится, пока оснований нет. В этом процессе участвовало несколько стран, получился комплексный обмен. Речь идет не только об Америке, но и о Германии, транзит осуществлялся через Турцию, Белоруссия тоже была задействована. Раз это возможно, то определенный уровень взаимодействия существует, есть каналы обмена информацией, а значит, есть шанс на то, чтобы друг друга слышать.

Что касается состава людей, которых обменяли. Мне кажется, что наш список более весомый, чем тот, что мы отдали. В списке, который мы отдали (если не считать двух граждан США), речь идет, в основном, об иноагентах, наших местных чтимых в оппозиции людей, от которых мало толку. Как символические фигуры для оппозиционного сообщества они важны, но их значимость в реальной политике или в деле безопасности очень небольшая. Тот факт, что они приедут туда и начнут оттуда нас «поливать помоями», - сейчас это неинтересно.

Они в своих «помоях» захлебнулись - их уже никто не слушает и не слышит.

Сергей Михеев: Да, ситуация изменилась. Если бы это было 5-10 лет назад, была бы другая картина. Поэтому пусть едут и пополнят там армию остальных своих единомышленников. Поэтому список тех людей, которых мы получили назад, более значимый. Тот факт, что наших людей встречал лично Владимир Путин, людей в Штатах - президент Байден с вице-президентом, а в Германии - канцлер Шольц, говорит о высоком уровне обмена информацией и понимании того, что это имеет важное значение, с намеком на то, что степень взаимодействия достаточно высокая. Потому что бывают обмены, которые не афишируются: они завуалированы, участвуют люди «без лица», никто их не знает и не должен знать. Здесь же всё было обставлено громко и с нашей, и с их стороны, что внушает надежду на то, что уровень поддержки обмена информацией может пригодиться в дальнейшем.

СМИ подчеркивают, что речь идет о беспрецедентном обмене со времен «Холодной войны», и важно то, что это происходит в период острого конфликта между Западом и Россией. Будем надеяться, что там есть еще люди, которые готовы что-то слышать и обладают какой-то информацией. Мне пока так не кажется.

Это не то, что говорят, что готовятся, а это почва для возможных дальнейших переговоров по более значимым проблемам. Хотя возвращение россиян на родину – это большая победа нашей страны. По поводу где и что: есть разные сведения. CNN сообщает, что представители ЦРУ в конце июня провели тайную встречу с офицерами российской разведки в одной из столиц Ближнего Востока, чтобы представить предложение о возможном обмене заключенными. На этой встрече западные спецслужбы предложили для обмена нашего гражданина, бывшего сотрудника ФСБ Вадима Красикова, который отбывал пожизненное заключение в Германии. На этих условиях мы окончательно согласились. Канцлер ФРГ Шольц согласился освободить Красикова только после переговоров с Джо Байденом. Дональд Трамп резко высказался об обмене и потребовал предоставить больше информации о том, как проходил обмен заключенными между Россией и США. Он понял, что Байден и Харрис на обмене перехватили инициативу, и это бьет по его шансам переизбраться на второй срок. Он сказал, что при нынешней администрации «мы никогда не заключаем хороших сделок, особенно если речь об обмене заключенными», а «наши представители на переговорах всегда позорят нас. Я вернул домой много заключенных, не возвращая никого взамен и уж тем более не давая никаких денег за это». Он про какие-то деньги говорит.

Сергей Михеев: Интересная информация, что касается Шольца, который сказал, что это было сложное решение. Арест Красикова в свое время очень громко подавался в Германии - такое шумное политическое дело. Напомню, что его обвиняли в заказном убийстве бывшего полевого командира, гражданина Грузии Хангошвили, который в РФ считался террористом. Понятно, что Шольцу было трудно расставаться с ним, и это выглядит как минус, а не как плюс. Что касается Трампа, то понятно, что у него идет избирательная кампания. Поэтому всё, что делают Байден с Камалой, - «глупое, лживое и злобное». Не знаю, насколько Байден с Камалой перехватили инициативу: это хороший новостной повод, но думаю, что он продержится не очень долго. Что бы хорошего ни сделал Байден, Трамп будет его критиковать, сказав, что «Байден всё делает не так», поэтому у Трампа нет иного выбора. Другой вопрос, что с технологической точки зрения ему важно не переборщить, потому что дело американских агентов (они же журналисты) получило в Америке определенный резонанс и постоянно поднималось.

Такер Карлсон спрашивал про этих людей у Владимира Путина в своем февральском интервью. Вопрос этот изучался, освещался, и я не исключаю, что американцы пошли на этот обмен в том числе под избирательную кампанию. То есть им были нужны положительные факты, и вот раскрученное дело о двух американских журналистах, а все остальные просто скопом - их никто не знает. У меня есть скептицизм по поводу возможного продолжения процесса. Мне кажется, что администрация Байдена исходила из корыстных интересов ведения избирательной кампании: «Мы своих людей освободили, тем более, что в этой группе есть женщина и двое детей - это хорошо». А Трамп будет против и что-нибудь придумает. Кстати, говорит про какие-то деньги. Он по своему бизнес-призванию всё сразу переводит на деньги.

То, что этот эпизод является серьезным новостным поводом, и то, что команда Байдена и Харрис отработает ее в свою пользу, это точно.

Байден к кому-то постоянно прислонялся и ходил, как зомби. Камала Харрис впервые без суфлера выступила с речью за Байдена. Лучше бы не выступала! Картинка с аэродрома показала, что неизвестно, плюс или минус был для этой команды. Харрис сказала: «Это потрясающее свидетельство важности наличия президента, который понимает силу дипломатии и понимает силу, которая базируется на понимании значимости дипломатии и силы наших союзнических альянсов. Это просто невероятно!»

Сергей Михеев: Камала выглядела глупо. Показывают: с трапа спускается один из освобожденных, а Камала глядит тупым взглядом в камеру и улыбается во весь рот, как будто вокруг никого нет. Она понимала, что главное - это улыбаться. Но что было, то было. Слава Богу, что наши люди на родине! Еще раз повторю, что список наших возвращенных более весомый, чем те, кого мы и Белоруссия отдали на Запад.