Издревле народ интересовали 2 вещи: хлеб и зрелища. На этой формуле в свое время сыграли 3 брата и построили империю в империи: цирковую в Российской. В этой статье речь пойдет о братьях Никитиных, цирковых королях дореволюционной России.
Дмитрий Александрович (1835, Саратов, Россия – 1918, Россия), Аким Александрович (1843, Саратов, Россия – 1917, Россия), Петр Александрович (1846, Саратов, Россия – 1921, Россия) Никитины – российские цирковые предприниматели, артисты.
Родились все три брата в семье крепостного крестьянина из Саратова. Отец – Александр Никитин – получил вольную от своего помещика и стал профессиональным шарманщиком. До этого момента он работал шарманщиком по оброку.
«Газировать» (от фр. gazonner - работать на газоне, на открытом воздухе) и собирать «тренгель» (от нем. trinkgeld - чаевые, собираемые артистом с тарелкой среди публики) братья научились с раннего детства на выступлениях с отцом.
Дмитрий был самым музыкальным из братьев, поэтому отвечал за песни, пляски и игру на балалайке. Петр обладал недюжинной силой и удивлял зрителей гимнастическими трюками на трапеции и поеданием шпаг. Аким отвечал за ловкие жонглерские трюки и веселил клоунадой.
В начале своего творческого пути братья выступали в балаганах и временных цирках на ярмарках. В Саратове их путь начался с «Театра-цирка», который был разрушен около 1865 года.
В 1870-е годы братья начали работать в гастролирующем цирке Эмануиля Беранека. Между прочим – основателя первого чешского цирка. Эмануиль родился в семье канатоходца и гимнаста. И сам был конным акробатом, артистом и руководил первым Национальным цирком в Чехии. В России в 1873 году у него возникли финансовые трудности и он продал свой цирк братьям Никитиным, вместе с реквизитом и лошадьми. И таким образом наши три брата становятся первыми российскими цирковыми владельцами.
Именно 1873 год считается основанием первого национального русского цирка.
25 декабря 1873 года был открыт первый стационарный цирк в России, в городе Пенза.
Братья приехали в город за шесть дней до рождественской ярмарки и поняли, что все места уже распроданы. В расстройстве Аким побрел к реке и увидел, что через нее переправляются люди и подводы – значит лед крепок! Никитины разложили по кругу снопы сена, вморозили в лед речки Суры шесты и обтянули все брезентом. На фронтоне красным по золотому появилось «Русский цирк братьев Никитиных», шатер осветил священник из ближайшего прихода. Выступали в этом цирке исключительно российские артисты.
Именно этот цирк на столетие был удостоен орденом «Знак Почета» за заслуги в развитии советского циркового искусства Указом Президиума Верховного Совета СССР.
В 1876 году стационарный цирк Никитиных был открыт в Саратове. Исторических фотографий цирка множество, до сих пор краеведы и историки спорят по поводу первых фотографий этих зданий. Проблема в том, что постройки были деревянные и наверняка горели, перестраивались и меняли свои планировки в зависимости от потребностей цирка. Горячие споры с расположением шпилей ближайших церквей, тени от солнца, кафедр микробиологии и прочим продолжаются. Но приближенные фотографии первых деревянных строений – ниже.
В последующие годы каменные и деревянные здания цирков были открыты в Киеве, Казани, Астрахани, Баку, Симбирске и в других городах Российской Империи.
Звездой цирка в Киеве стал известный борец Иван Поддубный. Его радушно встретили хозяева цирка – Аким и Юлия Никитины. Аким посоветовал Поддубному сшить черкеску и отпустить усы: «Негоже, Иван Максимович, запорожскому казаку без усов».
После первого же своего выступления 17 апреля 1898 года Поддубный произвел фурор. Борцу увеличили жалование, предоставили номер в хорошей гостинице и первоклассного портного, который и сшил ему новый костюм.
– Теперь вы уже не грузчик, а борец, артист. И артист известного цирка. Положение, мой друг, обязывает, – говорил Никитин. – Кстати, зайдите к нашему фотографу – сфотографируйтесь, мы выставим ваш портрет во всех магазинах на Крещатике.
Тогда и появилась портретная фотография Ивана Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом и рекламным слоганом: «Прославленный борец «на поясах» — казак Иван Поддубный». А внизу приписка: "Выступает в цирке братьев Никитиных".
Через Акима Никитина Поддубный познакомился с писателем Александром Куприным, известным любителем цирка и одним из основателей «Киевского атлетического общества». Куприн порекомендовал Поддубному освоить новый вид спорта — французскую борьбу.
Один из членов борцовского клуба рассказывал об этих занятиях: «Помню, как в один из тренировочных дней появилась в нашем клубе гигантская фигура, произведшая впечатление и на нас, среди которых было немало крупных людей, взращенных благодатной украинской природой. Это был Поддубный. У нас он начал усердно разучивать сложные приемы французской борьбы, в которой был еще новичком и которые усваивались им удивительно легко и просто. Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять куража в самые тяжелые и опасные минуты борьбы. Новой для него отрасли спорта… »
В 1886 году братья приехали покорять столицу. Первое здание в Москве было на Цветном бульваре и в течение пары сезонов составляло сильную конкуренцию цирку Саламоновского, который решил избавиться от конкурентов и за 35 000 рублей выкупил их помещение. Через год Никитины вернулись в новый дом на Воздвиженке. Саламоновский пытался судиться с Никитиными, но проиграл дело.
В 1911 году по проекту Богдана Нилуса Антона Гуржиенко было выстроено известное фундаментальное здание на Триумфальной площади. Легендарный цирк имел вращающийся и опускающийся манеж, а также устройство для водяных пантомим. Директором этого цирка был Аким, вплоть до своей смерти в 1917 году.
От смерти Акима и до национализации цирков директором был его сын – Николай. 27 декабря 1919 года цирк был переименован во 2-й Московский государственный цирк. В 1926 году здание занял Мюзик-холл, впоследствии преобразованный в Театр оперетты. До наших дней сохранился только купол здания, которое в 1965 году было перестроено до неузнаваемости под театр Сатиры.
При жизни братья Никитины пожертвовали деньги на строительство колокольни в мужском монастыре в Саратове, в нем же был сделан семейный склеп. Все три брата умерли с разницей в пару лет и были похоронены в одном месте. В середине 30-х годов собор и колокольня монастыря были взорваны, склеп погребен под обломками. Сын Акима, заслуженный артист РСФСР Николай Никитин, достал прах отца и перенес на Воскресенское кладбище в Саратове. Могилы других братьев так и остались под обломками разрушенного монастыря.