Найти в Дзене
Литрес

Кого парили, хоронили и били в русских банях: жуткие традиции, о которых вы не знали

Оглавление

Какие бы переломные события ни сотрясали Россию, одно в ней остаётся вечным – бани. Они существовали ещё до образования государственности восточных славян, они пережили татаро-монгольское иго, устояли при строительстве Петром I новой России, выдержали кровавый период революций и войн и влились в новую советскую эпоху, став любимой традицией. Профессор славистики Итан Поллок в своём исследовании «Когда б не баня, все бы мы пропали» писал: «…трудно было бы найти другое культурное учреждение, чье присутствие во времени и пространстве было бы столь же постоянно и имело такую же популярность независимо от сословных и культурных различий». И это действительно так!

В баню ходили за телесным и душевным очищением представители самых разных групп: мужчины и женщины, дворяне и крестьяне, предприниматели и фабричные рабочие, надзиратели и заключённые, главы государств и обычные граждане… Русские не обходились без бани ни в походе, ни в экспедиции, ни в ссылке, ни в эмиграции. Они сооружали их в полевых условиях, вагонах, судах и даже на подводных лодках. Сегодня для огромного количества людей баня – это не просто гигиеническая процедура, а приятное времяпрепровождение и релакс. Но так было не всегда. Есть в её истории довольно жутковатые и не самые чистые вещи, и речь не о колдовстве и любовных утехах, которым там тоже было место.

Покойники и «средневековая» эвтаназия

Наверняка вы слышали, что знахарки на Руси принимали роды в банях. Всё так, но ещё здесь же готовили покойников в последний путь, омывая их тела. Традиции обязывали повторить этот ритуал на 40 день, но уже для души умершего. Родственники брали новый кусок мыла, добротный веник и парили лавку, на которой, согласно языческим представлениям, лежала душа. В некоторых областях этот обряд повторяли после Пасхи на Радуницу, в день поминовения усопших. Чтобы получить милость и поддержку предков, русичи парили не только недавно похороненных, но и давно умерших родственников. Православная церковь не одобряла этот дремучий обычай. Впрочем, и своеобразная средневековая «эвтаназия» тоже порицалась священниками.

В сёлах Ижорской земли вплоть до позднего Средневековья был популярен обряд умерщвления немощных. О нём подробно рассказывала историк Наталья Вялецкая. Так, зимой тяжело больных и умирающих стариков родственники приносили в баню. Их клали на полку в одной рубахе и так оставляли одних, частично разбирая крышу. Дальше всё решала стужа. Кстати, если морозы стояли особенно крепкие и почва промерзала, то новопреставленного хоронили прямо в бане. С наступлением тепла гроб перезахоранивали на погосте. По словам Вялецкой, такие обряды совершали жители села Карстала (сейчас Коростель) Кингисеппского района Ленинградской области.

Пытки в парной

Многим заграничным гостям баня казалась пыточным застенком, в котором русские истязают других и себя. Они никак не могли взять в толк, зачем бабы и мужики что есть силы хлещут друг друга, ещё и искренне радуются этому. Но, откровенно говоря, доля истины в скепсисе иностранцев есть, ведь во времена Ивана Грозного в парной пытали жаром и горящим веником.

Этот изощрённый способ был по душе опричникам. Он позволял растянуть процесс, что делало его более эффективным, чем обычный костёр: он заставлял любого, даже самого крепкого и несговорчивого подсудимого покаяться во всех смертных грехах. Вторым любимым истязанием «государевых людей» была длительная парилка. Провинившегося запирали в парной, затем топили печь до тех пор, пока несчастный не потеряет сознание или не взмолится о пощаде. После этого его вытаскивали на улицу, давали чуть поостыть и вновь отправляли на лавку. Если узник осмеливался сопротивляться и дерзить, то для его усмирения использовали кипяток.

Банные воришки и самосуд

Советский писатель и краевед Москвы Владимир Гиляровский, будучи экспертом по уголовному миру, описывал банды банных воришек, которые с виду выглядели как обычные посетители. Они ходили в общественные бани, высматривали там жертв, затем, улучив удобный момент, плескали воду на каменку. И пока жаркие клубы пара застилали вид, обжигали и дезориентировали посетителей, они срывали висевшую на шестах одежду, украшения и сбегали. Иногда они прятали награбленное тут же в бане, а сами возвращались в парилку, чтобы снять с себя подозрение.

В банях, предназначенных для купцов и знати, существовали специальные гардеробы с номерками, которые можно было повесить на шею или запястье. Там воришки исхитрялись подменить номерки и вынести из гардероба всё ценное. Расплачиваться с посетителями приходилось служащим. В Москве многие хозяева бань сами выходили на банды и платили им «отступные», чтобы те обходили их заведение стороной. Воры, получив щедрую плату, следили за тем, чтобы репутацию опекаемой им бани не подмочили их конкуренты.

Кстати, нередко служащие бани сами ловили злоумышленников за руку. Полицию в таких случаях вызывали нечасто, дело решали самосудом. Воришку привязывали к одной из колонн парной, затем посетителям давали возможность отвести душу. Страшно сказать, в запале мужики могли дойти и до греха, но определить виноватого потом было невозможно. Однако чаще всего жулика доводили лишь до полусмерти, а затем выбрасывали голого на улицу, не зависимо от того, какая на дворе стоит погода.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2