Найти тему
Аэроэкспресс

7 фактов о железной дороге, которые знают не все

Оглавление

В первое воскресенье августа традиционно отмечается профессиональных праздник тех, кто связал свою жизнь с железной дорогой. Поздравляем коллег с Днём железнодорожника и желаем стальных нервов, новых горизонтов и благодарных пассажиров!

Специально к празднику мы собрали интересные факты о железной дороге и её истории. Спорим, что сможем вас удивить? 😉

Кстати, даже если вы предпочитаете самолёты, добраться до столичных аэропортов быстро и без пробок вам помогут поезда «Аэроэкспресс»

Какой русский не любит … подстаканники

Железнодорожные подстаканники, ставшие неотъемлемым атрибутом поездов, появились в конце XIX века. Считается, что их внедрение связано с именем Сергея Витте, в то время министра путей сообщения и министра финансов, который активно способствовал развитию железных дорог. Практичные и устойчивые, подстаканники позволяли безопасно пить горячий чай в условиях движения. Якобы изобретение высоко оценил сам император Александр III, большой любитель чаепитий.

Wikipedia
Wikipedia

Изготавливаемые из различных материалов, от никелированного металла до серебра, они стали символом комфорта и уюта в дальних поездках. И сегодня подстаканники остаются частью культурного наследия России.

Из чего же, из чего же, из чего же

Рельсы, по которым мчатся поезда, сегодня изготавливаются из высококачественной стали. Этот материал содержит от 0,02 до 2,14% углерода, что придает ему прочность и износостойкость. В отличие от чугуна, где углерода более 2,14%, сталь остается более гибкой и долговечной и идеально подходит для интенсивной эксплуатации на железных дорогах. Кстати, до XIX века рельсы отливали из чугуна, отсюда и устаревшее название железной дороги – «чугунка». Правда, по таким рельсам ездили не пассажирские и грузовые поезда, а вагонетки с рудой или тяжелыми промышленными изделиями.

-2

В производстве рельсов сегодня также используются различные легирующие элементы, такие как марганец и кремний, чтобы улучшить их свойства. Именно эти технологические нюансы позволяют рельсам выдерживать огромные нагрузки и обеспечивать безопасность движения поездов.

pixabay.com
pixabay.com

Холод на колесах

Существует легенда, что первый вагон-холодильник появился, чтобы перевозить свежих устриц из Севастополя к столу Александра II. Так это или нет, одно мы знаем точно: Россия – настолько большая страна, что вопросы доставки скоропортящихся продуктов пришлось решать довольно быстро.

https://kriofrost.academy/lenta/istoriya/holodilniki-na-relsah-ot-vagonov-lednikov-do-refrizheratornyh-poezdov/
https://kriofrost.academy/lenta/istoriya/holodilniki-na-relsah-ot-vagonov-lednikov-do-refrizheratornyh-poezdov/

Уже в 1862 году появились первые вагоны-холодильники. Они представляли собой изолированный контейнер, в котором поддерживалась низкая температура с помощью льдосоляной смеси. С развитием железнодорожной сети и технологий вагоны-холодильники стали неотъемлемой частью логистики, особенно важной для торговли рыбой, мясом и молочными продуктами. Сегодня современные вагоны-холодильники оснащены передовыми системами охлаждения и обеспечивают свежесть продуктов в любых климатических условиях.

Громов Евгений, источник https://vagon.by/gallery/image/413
Громов Евгений, источник https://vagon.by/gallery/image/413

Карлик, лунно-белый и ЖЖ

Нет, это не название детской книги или статьи про историю Рунета. Это – про железнодорожные светофоры. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности движения поездов, регулируя их скорость и последовательность следования.

Эти сигнальные устройства появились на российских железных дорогах в начале XX века, когда возросла интенсивность движения и потребовалось улучшить контроль за поездками. Сегодня «язык» железнодорожных светофоров довольно сложный, и машинист должен отлично разбираться во всех сигналах. Упомянем здесь лишь заградительные светофоры, которые красным светом сигнализируют о необходимости немедленной остановки. Такие светофоры используются в критических ситуациях, например, при авариях или на участках с ремонтом, предотвращая столкновения.

TZHS,  http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=132309
TZHS, http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=132309

А теперь расшифруем слова из подзаголовка. Карлик – это светофор, который устанавливают низко, чтобы машинист точно знал, к какому пути относятся его сигналы. Лунно-белый и два желтых (ЖЖ) – это сигналы светофоров.

Wikimedia
Wikimedia

Все выше, и выше, и выше

Самая высокая точка, до которой доезжают российские поезда, – Муруринский перевал на Байкало-Амурской магистрали. Его максимальная высота достигает 1323 метров над уровнем моря, а протяжённость составляет около 60 километров. Для преодоления этого крутого горного перевала используются несколько тепловозов, которые помогают составу подниматься по сложному рельефу. После того как поезд успешно проходит перевал, локомотивы, выполнившие свою задачу, возвращаются на предыдущую станцию.

Отдых по-императорски

Романовы часто ездили на поездах, и вероятно, маршрут из Петербурга в Москву пользовался особой популярностью. Специально для отдыха царских особ прямо в здании Тверского вокзала появились специальные комнаты, где венценосцы могли отдохнуть, освежиться, перевести дух и принять гостей.

Внутри здания вокзала Твери. Фото Сергея Сигачева
Внутри здания вокзала Твери. Фото Сергея Сигачева

Сегодня эту часть вокзала отреставрировали и открыли для всех желающих. Роскошные люстры и зеркала, дубовый паркет, мебель по моде той эпохи – стоит заглянуть в ожидании «Ласточки» или «Сапсана».

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Ехал поезд запоздалый или из Варшавы? А из последнего окошка посыпался горох, зерно или пшено? Закончим наш список фактов этим «массажным» стихотворением.

Знает его едва ли не каждый житель нашей страны – вот насколько популярны и детский фольклор, и железная дорога. Откуда он появился, точно неизвестно. В интернете ходит версия про тюремные корни сюжета, ведь поезда часто перевозили заключенных в «места не столь отдаленные», но, скорее всего, это домыслы. Не возникает сомнений, что стихотворение передавали из уст в уста: иначе как объяснить различие слов от версии к версии? Пишите в комментариях, какую версию стихотворения знаете вы 🙂