Найти тему
КОСМОС

Эта 49-метровая гора мусора расскажет нам секрет о Риме

Оглавление
Монте Тестаччо в Риме, Италия
Монте Тестаччо в Риме, Италия
«Как и мы, римляне имеют сомнительное отличие — создание горы качественного мусора».
— Падение Рима и конец цивилизации, Брайан Уорд-Перкинс

Из мусора можно узнать много интересного. Например, когда полиция расследует подозреваемого, они могут собрать множество деталей, роясь в его мусорных баках. Историки делают то же самое с древним Римом.

На фотографии выше изображена достопримечательность возле берегов реки Тибр, называемая Монте Тестаччо. На первый взгляд она кажется обычным холмом. Однако, несмотря на деревья и траву, растущие на этом склоне, эта 49-метровая гора искусственного происхождения.

В своих книгах историк Брайан Уорд-Перкинс утверждает, что курган состоит из 53 миллионов амфор, или кувшинов, сложенных в течение примерно трёхсот лет. Название Монте Тестаччо примерно переводится как «гора из черепков».

Кроме того, Уорд-Перкинс считает, что эти контейнеры когда-то содержали миллиарды литров оливкового масла. Если это так, то масштабы впечатляют, но не стоит увлекаться числами. Здесь есть ещё что посмотреть.

Эти останки также позволяют нам представить себя в роли полицейских, роющихся в мусоре, чтобы лучше изучить наших римских подданных. Эта огромная свалка может многое рассказать нам об их экономике, инфраструктуре, правительстве и обществе. Она также скрывает секрет того, чего они боялись.

Начнём с простого вопроса: зачем нужны миллиарды литров оливкового масла и как доставить такое количество продукта в Рим?

Значение оливкового масла и римская транспортная система

В статье Андре Карри в журнале Science говорится, что оливковое масло было не просто приправой в Римской империи. Оно было основным ингредиентом практически во всём. Тела, найденные в Геркулануме (разрушенном Везувием в 79 году н.э.), получали как минимум 12% калорий из оливкового масла.

Также считается, что средний римлянин потреблял 20 литров этого продукта в год. Но его использовали не только для пищи.

Йоланда Пенья Сервантес говорит, что оно было ингредиентом в духах, использовалось как лекарство, было обязательным элементом религиозных ритуалов и даже горело, освещая дома и храмы. В интервью на BBC профессор археологии Национального университета дистанционного образования отмечает, что основным источником римского оливкового масла была провинция Бетика.

Римская провинция Бетика (125 г. н.э./закрашена красным) — Милениоскуро через Wikimedia Commons
Римская провинция Бетика (125 г. н.э./закрашена красным) — Милениоскуро через Wikimedia Commons

Это территория современной Андалусии в Испании, где и сегодня растут оливковые деревья. В этом регионе сейчас насчитывается от пяти до шести тысяч оливковых деревьев возрастом более тысячи лет. Некоторые из этих деревьев даже двухтысячелетние и росли во времена Римской империи.

Как показывают эти долгоживущие производители плодов, оливковые деревья устойчивы и могут выдерживать суровые условия. В римские времена оливки собирали с этих деревьев и местно перерабатывали в оливковое масло. Готовый продукт помещали в специальные амфоры, теперь называемые «Дрессел 20».

Лондонское общество антикваров описывает эту амфору следующим образом:

«Очень большой округлый сосуд с двумя ручками и толстым, округлым или угловатым ободком. Производившиеся в Испании с конца I века н.э. до III века н.э., амфоры Дрессел 20 использовались для транспортировки больших количеств оливкового масла по всей Римской империи. Этот тип сосуда вмещал от 40 до 80 литров оливкового масла».

Эти большие кувшины также были легко транспортируемы по воде. У римлян была удивительная сеть речных систем со специально разработанными лодками, которые могли перевозить большие грузы по империи напрямую или в порты и из них. Многие из этих продуктов попадали непосредственно в город Рим.

Древесина из Галлии перемещалась по речным сетям, становясь основой римских домов. Обелиски весом в сотни тонн из Египта перевозились через океан к берегам Рима, откуда их доставляли по рекам до Тибра и в сам Рим. Примерно 53 миллиона амфор Дрессел 20 пересекали моря, затем реки, заканчивая свой путь пустыми у берегов Тибра. Хотя это отвечает на вопросы, почему и как такое количество оливкового масла было доставлено, всё ещё остаётся интерес к Монте Тестаччо. Зачем строить гору из амфор?

Амфоры, экономика и строительные блоки горы

Монте Тестаччо — Тайлер Белл через Wikimedia Commons
Монте Тестаччо — Тайлер Белл через Wikimedia Commons

Археолог и эксперт по керамике Дж. Теодор Пенья говорит, что от 80 до 100 процентов Монте Тестаччо по весу составляют амфоры Дрессел 20 из Испании. Эти амфоры могли использоваться только один раз из-за их впитывающей природы и затем выбрасывались.

В книге «Римская керамика в археологическом контексте» Пенья пишет, что амфоры Дрессел 20 были только транспортными сосудами. Как только масло прибывало, его переливали в меньшие контейнеры. Это оставляло вопрос, что делать с кувшинами.

Монте Тестаччо начинался как свалка на восточной стороне, однако около 140 года н.э. началась организация западной стороны кургана.

Амфоры Дрессел 20 укладывались целиком с горловинами, обращёнными наружу кургана, их донышки разбивались, и сосуды заполнялись осколками других амфор. Это действовало как стена, в то время как за ней осколки заполнялись до высоты амфор Дрессел 20. Этот процесс затем повторялся.

Террасы/слои Монте Тестаччо — Лалупа через Wikimedia Commons
Террасы/слои Монте Тестаччо — Лалупа через Wikimedia Commons

Каждый слой был немного меньше по мере возрастания кургана, создавая пирамидальную структуру. Кажется, было создано до четырёх слоёв, а затем, около 220 года н.э., свалка сместилась обратно на восточную сторону. Также на осколки посыпалась известь, чтобы убрать запах.

Сами амфоры многое говорят благодаря своим титули пикти. Пенья говорит, что этот тип штампа или марки действует как этикетка, дающая следующую информацию.

Вес амфоры и кто его измерил. Регион, откуда поступил продукт. Она также может указывать, куда он направляется и для какой цели предназначен.

Пример амфоры Дрессел 20 с титули пикти (1878 год) — Генрих Дрессел (создатель метода классификации римских амфор, названного в его честь) через Wikimedia Commons
Пример амфоры Дрессел 20 с титули пикти (1878 год) — Генрих Дрессел (создатель метода классификации римских амфор, названного в его честь) через Wikimedia Commons

В этом случае значительное количество титули пикти (множественное число) найденных на Монте Тестаччо, указывает, что это масло принадлежало государству. Оно было частью масляного пайка. Многие знают, что Римская империя раздавала зерно народу, чтобы его успокоить, но они делали это и с маслом.

Итак, с этой горой раздробленных амфор размером с гору, можно только предположить, что это были огромные государственные расходы. Теперь, снова наденьте полицейскую шляпу. Что вся эта информация, которую мы узнали, роясь в мусоре, расскажет нам о Риме?

Что большая гора мусора расскажет нам о Римской империи

Монте Тестаччо многое рассказывает нам о нашем предмете. Во-первых, начнем с важности оливкового масла в римской жизни. Это был не просто ингредиент для еды, но основной ингредиент в пище, медицине, парфюмерии, религии и даже топливе.

Для них оливковое масло было жизнью.

Во-вторых, перейдём к инфраструктуре империи. Это была фантастическая экономическая машина с артериями из воды, которые эффективно и быстро перевозили продукты и товары с одного конца на другой. Давайте рассмотрим это с точки зрения расчетов Брайана Уорд-Перкинса.

53,000,000 амфор за триста лет равно примерно 176,666 амфор Дрессел 20, привозимых ежегодно. Если консервативно предположить, что каждая амфора вмещала сорок литров оливкового масла, то количество продукта, привозимого ежегодно, составляло 7,066,667 литров. Эта цифра удваивается, если предположить, что каждая амфора Дрессел 20 была наполнена до краев. Эти ошеломляющие цифры демонстрируют экономическую мощь Рима, но в них скрывается секрет. Подумайте об этом. Значительная часть торговли оливковым маслом на Монте Тестаччо была предназначена для распределения среди римлян государством.

Зачем они это делали и шли на такие расходы?

С огромными армиями Рима и враждебными населениями на их границах можно предположить, что их наибольший страх исходил от внешнего врага. Однако немного полицейской работы в огромной куче мусора показывает другое.

Когда я надеваю свою детективную шляпу, я вижу, что император и правительство больше всего боялись населения Рима. Историк Барри Штраус подтверждает это, говоря, что в Риме зафиксировано как минимум девятнадцать продовольственных бунтов, один из которых заставил императора Клавдия бежать, чтобы спасти свою жизнь.

Выражение «хлеба и зрелищ» стало печально известным мемом на протяжении веков, относящимся к методу Рима по отвлечению недовольного населения незначительными вещами. Возможно, мы должны сказать «хлеб, оливковое масло и зрелища» вместо этого.

Как я и сказал, из мусора можно узнать много интересного.