31 июля 2024 года в СМИ снова появились публикации "подробная" информация о ПАК ДА «Посланник», новейшем российском стратегическом бомбардировщике. Этот самолет, принадлежащий к новому поколению военной авиации, в ходе своей разработки столкнулся с различными проблемами и скептицизмом. Однако недавние обновления дают более детальное представление о ее технологиях и стратегических возможностях.
Во время встречи со студентами КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева 20 июня 2024 года управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев подтвердил продолжающееся развитие ПАК ДА, хотя и медленными темпами. К концу 2023 года ПАК ДА был готов к наземным испытаниям на прочность, причем первый полет, первоначально запланированный на 2024 год, теперь, вероятно, перенесен на 2025 год. Ожидается, что серийное производство начнется в 2027 году.
ПАК ДА, аббревиатура от «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации», описывается в России как бомбардировщик шестого поколения, включающий в себя такие технологии, как малозаметность, внутренние отсеки вооружения, и возможности сверхзвукового полета без форсажных камер. Ожидается, что самолеты шестого поколения будут оснащены лазерным оружием, возможностями сетецентрической войны и беспилотными режимами полета. Хотя лазерное оружие, пригодное для воздушного боя, остается неразработанным, сетецентрические возможности уже используются в самолетах нынешнего поколения. Потенциал беспилотных операций также вполне достижим, учитывая достижения в области автоматизации и систем управления.
В разработке самолета, разработанного Туполевым для подразделения Дальней авиации ВКС России, участвуют несколько производителей, в том числе Казанское авиационное производственное объединение, Новосибирский авиастроительный завод имени Бериева. ПАК ДА, также известный под кодовым названием «Посланник», призван дополнить и в конечном итоге заменить устаревшие Ту-95 «Медведь» и Ту-160.
Проект зародился в конце 1990-х годов, когда впервые рассматривались требования к новому стратегическому бомбардировщику. Официальные требования были предъявлены ВВС России в декабре 2007 года, а финансирование программы началось в 2008 году. К 2013 году была выбрана конструкция дозвукового летающего крыла с упором на технологию малозаметности. Этот этап проектирования был завершен в апреле 2014 года, что привело к созданию прототипов на заводе КАПО в Казани. В 2023 году Россия начала строительство специализированного комплекса по разработке и испытаниям ПАК ДА на казанском заводе, что свидетельствует о продвинутой стадии реализации проекта.
Разработка ПАК ДА столкнулась со значительными задержками, в первую очередь из-за проблем с двигателем и отвлечения ресурсов на конфликт на Украине. Первоначально планировалось, что демонстрация самолета состоится в 2023 году, но готовность самолета перенесена на 2027 год.
Несмотря на эти неудачи, траектория развития ПАК ДА предполагает путь к боевой готовности. Российские источники сообщают, что несколько прототипов находятся в производстве, причем первый полет ожидается в конце 2024 - начале 2025 года.
Известные технические характеристики ПАК ДА включают максимальную взлетную массу 145 тонн, крейсерскую скорость 800 километров в час и эксплуатационный потолок до 20 000 метров. ПАК ДА «Посланник» с экипажем из четырех человек спроектирован как дальний малозаметный стратегический бомбардировщик с расчетной дальностью полета 12 000 километров (7 500 миль) и грузоподъемностью 30 тонн, а по некоторым данным даже 35 тонн, включая как обычное, так и ядерное оружие, а также гиперзвуковые ракеты.
Его вооружение включает до 12 крылатых ракет Х-БД с дальностью 6500 километров, а также Х-555, Х-101/102 и потенциально Х-47 «Кинжал» и перспективные гиперзвуковые ракеты Х-95 с дальностью, превышающей 5000 километров. Примечательно, что в отличие от своих предшественников ПАК ДА будет оснащен ракетами класса «воздух-воздух», что позволит ему действовать без необходимости в сопровождении истребителей, что повысит его живучесть и эксплуатационную гибкость. Кроме того, сообщается, что бомбардировщик обладает способностью поражать космические цели, включая спутники, а также имеет модульную архитектуру, позволяющую использовать будущие достижения, такие как лазерное оружие.
При разработке двигателя для ПАК ДА первоначально рассматривался аналог ТРДД Кузнецова НК-65, но остановились на форсажном двигателе НК32-02 с тягой 24 тонны, уже используемом на Ту-160М2. Это решение отражает прагматичный подход, позволяющий обеспечить 30-часовые беспосадочные полеты с полезной нагрузкой, выдерживать температуры от минус 60°C до плюс 50°C и срок службы от 12 до 21 года. В отличие от своих предшественников, ПАК ДА не может достигать сверхзвуковых скоростей, но его более низкая скорость позволяет ему нести большую полезную нагрузку, что позволяет предположить, что в проекте приоритет отдается скрытности, выносливости и дальности действия, а не скорости, чтобы соответствовать современным требованиям ведения войны, где предотвращение обнаружения имеет решающее значение. .
Дизайн ПАК ДА, как считают на Западе, вдохновлен американским стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit, известным своей малозаметностью, а не высокой скоростью. Критики утверждают, что Россия пытается копировать конструкцию американского бомбардировщика, особенно в конфигурации «летающее крыло». Эта конструкция обходится без традиционных конструкций самолета, таких как фюзеляж, крылья и различные элементы, такие как компоненты стабилизации и управления полетом, заменяя их сложными компьютерами управления полетом. Таким образом, сообщается, что ПАК ДА имеет конструкцию с низкой радиолокационной площадью сечения (ЭПР) в сочетании с радиопоглощающими материалами, что позволяет ему проникать в воздушное пространство незамеченным для радаров и мспользовать свою полезную нагрузку перед возвращением на базу.