Найти тему

На боксёрском ринге – доктор наук, профессор…

У нас в гостях – Александр Иванович Ерёмкин
У нас в гостях – Александр Иванович Ерёмкин

Сегодняшнего гостя канала можно смело назвать настоящей легендой, – и где ещё вы сможете найти боксёра, представителя Российской коллегии судей и профессора, доктора наук в одном лице?!

В год 100-летнего юбилея пензенского бокса я представляю вам 12-кратного чемпиона области и 5-кратного чемпиона РСФСР спортивного общества «Трудовые резервы», финалиста первенства СССР 1961 года в Свердловске. При этом – советника Российской академии архитектуры и строительных наук, советника губернатора Пензенской области – Александра Ивановича Ерёмкина.
– Александр Иванович, давайте начнем беседу с традиционного вопроса: как вы пришли в бокс и почему выбрали именно этот вид спорта?
– Что стало для меня мотивацией для занятий боксом?.. Жил я раньше в районе Черкассы, где находится завод КПД и 3-й лицей (улицы Саранская и Байдукова). В советские времена в молодежной уличной среде желательно было иметь определенный жизненный статус, находиться со сверстниками, что называется, на равных. Если его нет, то тебя потихоньку будут «щелкать и долбать».
– Какие годы вы сейчас вспоминаете?
– Приблизительно, конец 50-х – начало 60-х. Тогда молодежь отдавала особое предпочтение таким видам спорта как штанга, борьба (классическая или самбо), бокс и футбол. Занятия ими заметно поднимало уровень человека. Молодежь ведь тогда была смешанная, – девчата и ребята разных поколений, находившихся в одной общенародной среде. И, конечно же, мы обращали внимание на то, что девушки отдавали своё предпочтение тем, кто уже имел определенный авторитет. И меня это тоже мотивировало к общему развитию.
Спортивный зал бокса «Трудовые резервы» находился напротив проходных велозавода «ЗиФ». Из района КПД, где мы жили, ходили туда пешком через Пензу-4, – мимо тюрьмы, столовой велозавода и ПТУ №1 им. Терновского, и это было удобно. А тренер Владимир Михайлович Каштанов отбирал в секцию множество ребят, желающих заниматься.

1967 г. Сборная команда общества «Трудовые резервы» на областных соревнованиях в г. Пензе (крайний слева – Александр Ерёмкин)
1967 г. Сборная команда общества «Трудовые резервы» на областных соревнованиях в г. Пензе (крайний слева – Александр Ерёмкин)

– Это было началом истории «Трудовых резервов»?
– Не совсем, общество было организовано немного раньше.
– А вы всю свою последующую боксёрскую карьеру связали именно с ним?
– Да. Приглашали меня и в другие команды – завода ВЭМ, ЗиФ, политехнического института. Нас, занимавшихся в «Трудовых резервах», поначалу было очень много, но не все смогли в дальнейшем там закрепиться. Проверялись мы в спаррингах на «открытых рингах» городских межклубных соревнований, чаще всего, именно в спортзале «Трудовых резервов». И, конечно же, многие отсеивались, оставались более бойкие и уже закаленные в уличных боях. В итоге таковых осталось примерно 40 человек. В течение последующего года мы продолжали тренировки, после чего нас осталось уже лишь 15 ребят. Это был тот костяк, который дальше и формировал спортобщество, – наша команда уже выезжала на соревнования в другие города. В неё также затем вливались ребята, вернувшиеся после службы в армии. Эта команда была по-настоящему боевой. В ней тогда появился и легендарный в будущем Владимир Грунюшкин. Он вскоре стал и чемпионом Европы, и Советского Союза среди молодежных команд. Таким образом, главными мотивациями для занятий боксом были именно обретение своего статуса-кво и желание заслужить особое внимание и статус среди сверстников.

1969 г. Бой на Первенстве Пензенской области с боксёром из г. Заречного Н.Дурмановым в спортзале «Трудовых резервов»
1969 г. Бой на Первенстве Пензенской области с боксёром из г. Заречного Н.Дурмановым в спортзале «Трудовых резервов»

В итоге характер мой сформировался именно в спорте, во многом благодаря тренеру Владимиру Михайловичу, который воспитывал в нас лучшие человеческие качества. Мы ведь все ходили тогда на танцы в «Комсомольский парк». Туда по вечерам приходил и он, следил за тем, чтобы мы вели себя достойно. Это закрепило и определило мой характер, – хотелось быть всегда первым, быть лидером. И когда я ушел на службу в армию в 1963 году (а служили мы тогда по три года), то там со мной произошла интересная история. Мне сначала предложили пойти в спортроту в Самару и уже отобрали для отправки туда. Когда же пришел на сборный пункт, смотрю – там некоторые офицеры и старшины ходят в зеленых фуражках, в форме «по диагонали», с погонами, в яловых сапогах. На их фоне уже привычные солдаты в хэбэ как-то меркли. Узнал, что это – представители погранвойск. Тогда я загорелся желанием служить именно в их составе. Когда строили команду, отправляющуюся в Самару, я туда просто не явился, меня искали и объявляли по радио, – в итоге уехали без меня. Прихожу потом в сборный пункт и заявляю пограничникам: «Хочу служить у вас!» Пошли к начальнику сборного пункта, и в итоге меня записали. Таким образом, я и оказался на границе с Китаем, на Дальнем Востоке, под Уссурийском.
– И три года отслужили в рядах погранвойск?
– Да, и это стремление к лидерству меня привело сначала в сержантскую школу. Там полтора года нас активно «муштровали», – нагрузки были серьезными, но, при этом, я и про бокс не забывал (тренировал команду нашей войсковой части, участвовали в различных соревнования, часто на них выезжали). А затем, уже в звании младшего сержанта, меня направляют на КПП в посёлок Пограничный. Там вместе с таможенниками мы сопровождали поезда и грузы на границе.
– А затем стремление к лидерству привело вас и к будущей работе ректора вуза! Удивительный случай, когда боксер затем становится профессором...
– Перед службой в армии мама мне как-то говорит: «Саш, давай-ка мы поедем учиться в индустриальный институт!» Я ответил: «Нет, все ребята служат, и я тоже пойду отслужу, а уже затем решим». Ведь какая тогда мотивация была, – девчата ведь не дружили с теми, кто не был в армии, считая их в чём-то ущербными.

На сборах к Первенству РСФСР общества «Трудовые резервы» в г. Иваново, рядом с Александром Ерёмкиным – спарринг-партнёр из г. Воронежа
На сборах к Первенству РСФСР общества «Трудовые резервы» в г. Иваново, рядом с Александром Ерёмкиным – спарринг-партнёр из г. Воронежа

Поэтому, уже отслужив, я спросил себя: «А что же дальше?» Перед армией работал в инструментальном цехе на заводе, где затем получил второй разряд слесаря-инструментальщика, пройдя технический минимум образования. Вернулся на тот же завод, и тут же вспомнил мамины слова, но с некоторой корректировкой. Говорю ей: «Я прохожу регулярно мимо строительных объектов, и вижу, как люди строят дома, – почему бы и мне не пойти в строители?». Мама не возражала.
Прихожу я в ИСИ (тогда Пензенский инженерно-строительный институт), узнаю, какие экзамены, начинаю готовиться к поступлению. Через год, в 1967 году сдаю вступительные, пройдя вне конкурса как уже отслуживший в армии. Причём, в целом успешно. Готовился без репетиторов.
– Тогда их, наверное, и не было...
– Не было, – это сегодня без них уже трудно представить себе подготовку к экзаменам. Окончив институт, вновь задумался – а что дальше? Решил идти в аспирантуру, ведь до того, будучи студентом, часто думал об этом. Причём, занимался с преподавателями, которые проводили научные исследования, и те меня постепенно к ним приобщили. Помню, председатель комиссии спросил меня, куда же отправлюсь дальше? Отвечаю: «В ГПИ №11». Тут встаёт декан: «Давайте отправим его учиться в аспирантуру в Ленинград». Таким образом, решилась моя дальнейшая судьба. После аспирантуры и защиты диссертации вернулся в родной вуз. В начале 70-х работал старшим преподавателем и руководителем институтской дружины, затем избрали в партком. В составе дружины мы занимались охраной порядка в Цыганском поселке (он находится в районе завода «Электроприбор»). Каждый день надо было по 30 человек отправлять на дежурство (всего же в ней насчитывалось до полутора тысяч человек).
– Но вы и в это время не забывали о боксе?

1969 г. На подготовительных сборах команды РСФСР общества «Трудовые резервы» к Первенству СССР в г. Калининграде
1969 г. На подготовительных сборах команды РСФСР общества «Трудовые резервы» к Первенству СССР в г. Калининграде
На Первенстве Пензенской области, 1970 г.
На Первенстве Пензенской области, 1970 г.

– Конечно, я и тогда активно им занимался. А когда уходил на пенсию секретарь парткома Пётр Андреевич Герасимов, мне предложили возглавить организацию. Это был как раз период горбачевской перестройки. Отработав 4 года, стал заведующим кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции. Затем уходит проректор по учебной работе – Анатолий Петрович Михеев, и ректор вуза рекомендует меня на эту должность. Учитывая свою приверженность к лидерству, дал искреннее согласие. Но замечу, что сегодня проректора утверждает ректор, а вот раньше надо было получить согласие министра образования РСФСР. Мы ездили в Москву, проводили много консультаций на предмет моей компетентности всех тонкостей учебной и общественной жизни вуза. Но, поскольку ранее я как раз и был погружен во все эти цифры и подробности, в итоге успешно прошел все собеседования. Так я и стал проректором. В этой должности отработал 9 лет.
Наступило время избрания нового ректора, поскольку заканчивался срок избрания Бориса Георгиевича Перминова. Вот тогда, в 1997 году в вузе впервые состоялись альтернативные выборы. По большинству (197) голосов (делегатов было 220 человек) выбрали меня. Таким образом, я стал ректором, а затем трижды переизбирался на очередные пять лет. Но и о боксе тогда не забывал, постоянно поддерживая связь со своими ребятами – Алексеем Пчелинцевым, Олегом Рахматулиным и многими другими, с кем был уже давно знаком. Состоял тогда и в Российской коллегии судей, часто судил соревнования, проходившие как в нашей области, так и в других городах страны.

2024 г. Коллеги и друзья по жизни – Александр Ерёмкин и Олег Рахматулин
2024 г. Коллеги и друзья по жизни – Александр Ерёмкин и Олег Рахматулин

– При этом, в те годы вы, будучи боксёром, уже стали и профессором, наверное, единственным в стране...
– В истории отечественного бокса до меня уже был профессор, доктор педагогических наук. Ну, а я уже к тому времени выпустил несколько своих научных сборников.
– Многие студенты и даже школьники часто жалуются сегодня на то, что спорт им мешает в учебе, – как вы это можете объяснить?
– Когда такой вопрос возникает, и люди аргументируют эту ситуацию в своё оправдание, всегда вспоминаю времена своей учёбы. Учился, получал повышенную стипендию, и в боксе был лидером. Но ведь так и хочется им сказать: «Вы же не день и ночь проводите в спортзале, – потренировались, выступили, так идите в аудиторию, библиотеку, выполняйте учебные задания». Важно всегда быть в хорошей спортивной форме. Да, тяжеловато, и времени подчас не хватает, но ведь и преподаватели в этой ситуации тебя поймут и пойдут навстречу.
– Скажите, а каково, будучи ректором, выходить на ринг в качестве судьи?
– Да, помню, меня даже объявляли: «Доктор наук, профессор, ректор университета...» Но ведь и будучи ректором, надо оставаться лидером. У меня была мощная кандидатская диссертация, потом выпустил 4-х кандидатов наук, и многие материалы потом понадобились в развитии исследований. Писал и статьи, и монографии, и учебные пособия. Всё это помогло сформировать затем целостную работу.
– Интересно, а какая была её тема?
– «Локальные системы технологического кондиционирования воздуха текстильных предприятий». Например, идет переработка хлопковолокон, которая должна проводиться при определенной влажности, – если они будут уже сухими, то просто сломаются. Сама же влажность волокон зависит от влажности воздуха. Поэтому важно с помощью кондиционирования её поддерживать в цехе. Защитил докторскую диссертацию я в столичном МГСУ в 2006 году.
– То есть, бокс и наука в вашей судьбе шли параллельными курсами...

А. И. Ерёмкин на презентации спортшкол со своим внуком и сотрудниками СШОР по боксу
А. И. Ерёмкин на презентации спортшкол со своим внуком и сотрудниками СШОР по боксу

– Да, именно эта изначальная привязанность к спорту, который меня и сформировал как человека и лидера, закалил характер, очень помогла в жизни. Командный принцип в спорте помог мне сформировать команду в вузе, из института он превратился в академию, а далее – в университет.
– Так, вы и сейчас продолжаете активную общественно-политическую деятельность?

– Да. Сначала меня избрали заместителем председателя и депутатом Законодательного собрания области, был замом сначала у И. Белозерцева, затем у В. Лидина. Не жалея ни сил, ни времени, мы работали над законодательной базой, много было обращений людей. Я всегда считал, что нельзя отписываться, нужно стараться самому включаться в исполнительскую структуру, разбираться и приглашать компетентных в этом вопросе людей. Обычно мы определяем даты, время, когда всё будет исправлено. Потом проверяем выполнение. Та работа, которой я занимался ранее, будучи ректором, а также в парткоме вуза, сформировали мою жизнь так, что я стал полезен и в работе как депутат Законодательного Собрания. Сейчас, в течение последних восьми лет, занимаюсь строительством Спасского кафедрального собора. Принимал нашу работу Митрополит Кирилл, из рук которого было приятно получить орден Даниила Московского Второй степени. Ранее за восстановленный памятник Карлу Марксу Геннадий Зюганов наградил медалью «Сто лет СССР». Всегда старался не подводить тех людей, которые давали мне какие-то важные поручения. Сегодня же возглавляю губернаторский штаб по воссозданию Спасского кафедрального собора, еженедельно по четвергам провожу заседания, и сейчас мы занимаемся восстановлением его внутренней росписи.
– Впереди у нас День физкультурника, открытие мемориальной доски Алексею Николаевичу Пчелинцеву, а ещё в этом году отмечаем и столетие пензенского бокса. Чего бы вы пожелали своим коллегам и молодым воспитанникам Школы олимпийского резерва по боксу?
– Если ты решил заняться боксом, то займись достойно, по-настоящему, – так, чтобы результаты твоего труда приносили определенные плоды, и отдай себя полностью этому виду спорта. Будучи знаменитыми спортсменами, вы будете прославлять наш Сурский край. Все это в итоге сформирует вас как человека, достойно его представляющего.