«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28).
Знаю, что и сегодня вопросом о частоте причащения Святых Христовых Таин задаются многие верующие. Как, впрочемо особенно популярной и актуальной была эта тема в XIX веке. То есть в период, когда жили три великих святых - епископы Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник священник и митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Кронштадтский.
Так как же причащаться?
Как вы думаете, друзья, кому все трое давали жесткий отпор – жаждущим причащаться хоть каждый день или сторонникам причащения не чаще одного раза в год?
Но не буду вас томить и скажу прямо: конечно, вторым!
Хочется надеяться, что именно горячие проповеди всех троих привели к тому, что многие люди стали чаще ходить в храм, к Богу, дабы соединяться со Христом в Таинстве Святого Причастия.
Согласно статистике священника Даниила Сысоева, если до революции ежемесячное причащение считалось чуть ли не подвигом, а в основном люди приступали к святой Чаше раз в год, то с начала гонений нормой стало еженедельное приобщение.
«Так Сам Дух Святой оживотворил сердца детей Божиих, - считает батюшка Даниил. - Новомученики Российские понимали, что никогда не смогут перенести вал гонений, не будучи укрепленными Телом и Кровью Христовыми».
О пользе святого причащения
Преподобный Серафим Саровский:
- Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и, спасется. Благодать истинного причащения столь велика, что запечатлевается на всём роде причащающегося.
До чего же хорошо сказал батюшка Серафим, правда?!!
А в каких случаях нельзя причащаться?
Когда верующий находится в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.
Святые отцы здесь не просто предостерегают, а прямо говорят, что в таком состоянии души верующий фактически подвергает себя суду Божию.
«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает», - писал Апостол Павел. (1 послание к коринфянам, глава 11, 29-30).
Причащение – это Пасха
В заключение, друзья, предлагаю вам размышления схимонахини Николаи (Гроян) о любимом многими христианами праведном старце Николае Гурьянове:
«Больше всего Батюшка Николай обращал внимание на духовный смысл Приобщения Святых Таин: «Причастие — это Воскресение к Вечной Жизни, — напоминал Старец. —
Сын Божий принимает нас по Благодати, и мы уже живем в Нем...
Причастие — это Пасха!
Старца часто спрашивали, как часто приобщаться. Он скорбел от самого вопроса: «Не надо спрашивать, сколько раз причащаться, а КАК... Нужно всегда заботиться о своей душе, о своем спасении, не откладывать покаяния, — говорил Батюшка. — Не любопытствуйте о Таинствах. Тайна Божия для нас и должна остаться Тайною. Знайте только, что причащаться надо с благоговением и чистой совестию, достойно подготовившись, с молитвою и покаянием... Святая Святым! Надо простить всех, кто тебя обидел... Самому у всех попросить прощения...
Не помнить зла...
Если все же кто-то настаивал, спрашивал, как часто нужно причащаться, кратко отвечал: «Разка четыре в год, во Святые Посты. Поговеете, исповедайтесь — и причащайтесь!»
Во время Литургии Батюшка видел Святых Ангелов, охраняющих Святые Дары. Он говорил, что Святыня Тела и Крови Христовой никогда не может быть поругана. Слова Батюшки: «Господь, через Ангелов Своих, Небесные Силы и Власти, не позволяет недостойным действительно причащаться. Они не получают от Причастия никакой духовной пользы. Ангелы относят Святыню на Огненный Престол Божества... Причащается не в осуждение только человек, искренно кающийся и очистивший свою душу покаянием. Вот какая тайна Божия!»
- Потому отче и скорбел, когда люди принимались рассуждать о ЧАСТОТЕ Причастия или навязывали, кому у кого надо исповедоваться и причащаться, у какого духовника... Он не принимал такого «богословия» и считал, что это проявление грубого материализма, неведения и духовного незнания, а порой называл такое отношение к Святыне греховным, происходящим от неверия...
«Исповедь и Причащение — говорил Батюшка Николай, — это духовная свобода души... Ее разговор с Богом... Как здесь можно указывать?! И кто берет на себя такую дерзость — указывать там, где может управлять только Сам Господь?!
Это Его Сила, которая преображает человека. Господь Сам действительно вселяется в нашу душу.
Должно быть соблюдено главное условие — готовность и желание человеческого сердца соединиться со Христом. Важно его, человека, внутреннее состояние.
«Разве можно без слез приобщаться? — спрашивал Батюшка Николай. —Слез духовных, мои родные, внутренних, не внешних!?»
Отче святый Николай имел духовные очи, видевшие явно светлых Ангелов и духов злобы. Ему были открыты такие Божии тайны, о которых и помышлять страшно.
Как-то раз он с сокрушением в голосе спросил: «Зачем все ищут неизвестное, как спасти мир? Спаситель уже приходил на землю и очистил ее Своей Божественной Кровию... Мир стоит и живет только ради этой Великой, Милостивой Жертвы Тела и Крови Христовой, приносимой во спасение всего мира за каждой Святой Литургией, которая будет совершаться до скончания века».
(Источник: Схимонахиня Николая (Гроян). Жемчужины Духа. Святые слова о спасении Старца Николая (Гурьянова). М. Русский Вестник. 2007. С.435-438)