Найти тему
Мы мирные люди

Неизвестные бои между Красной армией и войсками союзников во второй мировой войне.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ВОЗДУХЕ Под занавес Второй Мировой войны лучшему асу СССР пришлось дважды дать урок летного мастерства зарвавшимся "союзникам". Хотя на фронт будущий маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал лишь в 1943-м, его боевой счет выглядит впечатляюще. За два года – 366 вылетов на задание, 120 воздушных боев и 62 сбитых немецких самолета, при том, что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних лет видно, что реальный список побед советского аса еще внушительнее. Порочные принципы "социалистического коллективизма" зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось (об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов). Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а целых 107 вражеских самолетов, пять из которых принадлежали военно-воздушным силам США. Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений". (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670). Демонстрируя свое право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших "на вшивость", а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила "кровавая Пасха" 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием "Либерейтор" ("Освободитель") обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись "Счастливой Пасхи!".

Ну, а для первой атаки на Красную Армию тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В районе югославского города Ниш 27 американских тяжелых истребителей "Лайтнинг" атаковали советскую автоколонну штаба 6-го Гвардейского стрелкового корпуса. В результате погиб его командир - генерал-лейтенант Г.П.Котов и пять его подчинённых (2 офицера и 3 рядовых), сожжено полтора десятка автомобилей. На перехват взлетели 9 советских истребителей 866-го истребительного авиаполка. Они также были атакованы американцами в момент набора высоты, несмотря на то, что были ясно видны опознавательные знаки советских ВВС. Тем не менее, они продолжали атаки в течение 15 минут. Между союзниками завязался воздушный бой. Американцы сбили три наших самолёта, погибло два лётчика. В районе аэродрома от огня союзников были убиты ещё 4 авиатора 17-й воздушной армии. Всего от рук янки в тот день погибло 30 человек. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили два "лайтнинга" остальные обратились в бегство. В том бою отличился командир звена, капитан А.И. Колдунов (в последствии Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза), он сбил один самолёт. Командир 866-го истребительного авиаполка, Герой Советского Союза, полковник Д.Д. Сырцов сбил другого "янки". Интересно, что налёт происходил в тылу наших войск, в 50 километрах от линии фронта. Кроме того, дата этого налёта склоняет к тому, что он носил провокационный характер. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых "Лайтнингов", Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил. Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими "союзниками" дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа "Мустанг", но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из "Мустангов" разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

-2

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа "Летающая крепость", игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом. Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу "миротворцам" ООН в Корее, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретило комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолета врага следует отнести на счет учеников Ивана Никитича. 5 мая 1945 года лётчик В.Петров сбил на своей "Королевской кобре" "Кинг кобру" ВВС США. Американец спикировал на наших солдат, поливая их огнём из пулемётов. Петров полоснул очередью по кабине пилота и самолёт рухнул в Эльбу. Это случилось в Германии, над городом Виттенбергом.

-3

Вопиющий случай произошёл 9 мая 1945 года. Звено бомбардировщиков Б-29 разбомбило колонну советских войск. Они шли на помощь восставшей Праге и находились в ста километрах от столицы Чехословакии. Были раненые и убитые, сгоревшая техника и сгоревшие судьбы. В глазах живых застыла страшная боль за тех, кто погиб в День Победы от рук союзников.

-4

В течение 1944-1945 ВВС США годов постоянно нарушали воздушное пространство СССР и на востоке страны. В основном нарушения происходили над Камчаткой и Приморьем. Всего, с января 1944 года по апрель 1945 года, не менее 43 самолётов ВВС США вторгались в пределы СССР в данном регионе. Среди них были бомбардировщики Б-24, Б-25 и Б-29. В районе полуострова Камчатка отмечалась значительная активность авиации США, производившей налеты на японские базы, расположенные на Курильских островах. Все налёты, как правило, сопровождались нарушением государственной границы СССР: за 1945 год на нашей территории сели 8 американских самолётов. Экипажи интернировали, а несколько самолётов послужили на благо советского авиастроения. Самолёты-нарушители обстреливались зенитной артиллерией и огнём истребителей. Некоторые самолёты принуждали приземлиться. 27 июля 1944 года советские истребители предупредительным огнём заставили сесть Б-29 на одном из приморских аэродромов. 18 сентября над советскими территориальными водами появились два американских "бомбовоза", один из которых обстрелял пограничный сторожевой корабль "Дзержинский", проходивший через первый Курильский пролив. С нашего корабля был открыт ответный огонь из орудий и пулемётов. 21 ноября 1944 года один Б-29 нарушил границу северо-восточнее Владивостока. Самолёт был обстрелян зенитной артиллерией и встречен тремя истребителями ВВС, которые сопровождали его до места посадки. 13 марта 1945 года американский бомбардировщик сбросил две серии бомб над Камчаткой и обстрелял наш маяк. В августе 1945 года младший лейтенант Сизевский на своём ЯК-9 аккуратно поджёг двигатель американского Б-29 и заставил его сесть на нашей авиабазе Канко в Северной Корее. Экипаж был интернирован, а самолёт отправлен в СССР. ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА СУШЕ

-5

В конце апреля 1945 года советские танковые части шли к Эльбе. В день на прекрасных немецких дорогах проходили до 100-120 километров. Однако приходилось преодолевать отчаянное сопротивление немецой дивизии СС "Мёртвая голова". Когда танкисты подошли к городу Торгау на Эльбе, немцы уже сломались, и вдруг - мощный контрудар по авангарду с поддержкой тяжёлой артиллерии и авиации. Откуда? Как? Ведь к тому времени у немцев в этом районе не осталось ни одного целого аэродрома. Создав значительный численный перевес, наши войска смели противника, подавили огнём. Но когда наши военные стали продвигаться дальше, то началось самое интересное. Во-первых, разбитая техника была точно не немецкой. Во-вторых - трупы. Чернокожие трупы! Стало ясно, что это американцы. Подробности об этом бое из мемуаров: "Нам поставили задачу на перехват колонн, уходивших на запад. Посадили на машины, в хвосте колонны шли катюши, ещё дали прямую связь с авиацией. Преследуя немцев выехали к подножию какой то горки и увидели,что фрицы роют окопы понизу, а на высоте стоят стога сена, хотя не сезон и вообще в Германии стогов они не видели, сено сушат под навесами. В атаку идти не хотелось, вызвали авиацию и стали ждать. Тут по нам вдарили танки, замаскированные под стога. Первая мысль была - где же они горючку для танков достали. И все бросились к подножию горы, в мертвую зону, перескочили через немецкие окопы - ни одного выстрела, все лежат на дне. Но тут, наши катюши дали залп, потом авиация подоспела, в общем, когда добрались до танков, воевать там было практически не с кем. Танки оказались союзнические, а на высоте в окопах мы впервые увидели негров. Начался мордобой, потом офицеры солдат растащили, союзники извинились и в ближайшую ночь пошли брататься, потом пьянка, затем вспомнили, что было днем и мордобой повторился. Убили кого или нет в темноте неизвестно, утром их бригаду срочно вывели из этого района, а нам порекомендовали поменьше болтать о случившемся". На эту тему есть книга "Огненные годы" (автор журналист был прикомандирован к наступавшим войскам союзников и однажды на КП слышал по радио, как командир американского подразделения сообщил, что громит коммуняк и просит поддержки).