Главная сенсация нескольких последних недель – хоррор "Собиратель душ", ставящий рекорды сборов не только в России, но и на Западе – конечно, не мог остаться вне сферы моего внимания. И я рассчитываю писать о картине Оза Перкинса много и нудно – приготовьтесь к худшему. Однако начать предлагаю с обсуждения самой очевидной вещи, с отношением к которой я всё еще не определился. Дело в том, что "Собиратель душ" очень похож на "Молчание ягнят" – настолько, что некоторые знаковые детали в новом фильме копируются почти дословно. Хорошо это или плохо – решим в конце, а пока давайте отметим главные параллели между двумя триллерами.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
На всякий случай напомню синопсис "Собирателя". Агент Ли Харкер ведет расследование нескольких серийных убийств с весьма странными общими признаками – погибают целые семьи. Интуиция приводит молодую женщину к чудовищному выводу о том, что она каким-то образом связана с убийцей, а возможно, даже является причиной жестоких преступлений... Картину пока рано ставить вровень с шедевром Джонатана Демме, но обе ленты демонстрируют умение проникнуть в самые темные уголки человеческой психики, чтобы заставить зрителя испугаться и за героев, и за себя. Впрочем, это общие слова – давайте разберемся в конкретных связующих нитях, объединяющих два мира.
Главные героини – агенты ФБР
Первое, что бросается в глаза – очень похожие главные героини двух фильмов. Обе служат в ФБР, обе не обладают достаточным опытом, чтобы вести важные дела, обе не слишком уютно чувствуют себя в мужском коллективе. С сюжетной точки зрения это лучший способ показать трудности, которые приходится преодолевать новичку в данной профессии. Однако, и Кларисса Старлинг, и Ли Харкер демонстрируют необыкновенную силу и неустрашимую волю, двигаясь к цели расследования. Они продолжают борьбу за справедливость, даже когда оказываются под угрозой. Перед нами два выдающихся персонажа, готовых к любым вызовам. Неслучайно Кларисса Старлинг стала образцом для подражания и ролевой моделью многих девушек выбравших работу в органах правопорядка. Ли обладает тем же набором навыков, что и ее "коллега".
Девушек курируют выдающиеся наставники
Наставничество – важный аспект формирования характеров главных героинь двух картин. Клариссу Старлинг под свое крыло берет глава Отдела поведенческих наук ФБР Джек Кроуфорд. Опыт и знания руководителя придали уверенности молодой стажерке в расследовании дела Буффало Билла. Он же помог девушке избежать многих ловушек и тупиков, окружающих преступления маньяка. Эта помощь стала неоценимым подспорьем в развитии интуиционных навыков Старлинг. В "Собирателе" у Ли есть свой наставник – агент Картер. Начальник отдела ФБР дает подопечной проявить свои скрытые характеристики, предоставив ей все известные полиции детали головоломки. Но Картер не оставляет Харкер одну с чередой убийств – он помогает ей интерпретировать данные и развивать уверенность в подходе к самым важным решениям.
Выделяющиеся своими зверствами злодеи
Автор любого детективного триллера стремится придумать самого жестокого злодея, но убийцы из "Молчания ягнят" и "Собирателя душ" впечатляют даже видавших виды зрителей. Ганнибал Лектер демонстрирует особенное "умное" зло. Он хорошо воспитан, имеет изысканный вкус, у него блистательное образование и имеется опыт работы хирургом – но, с другой стороны, это искусный манипулятор, жестокий циник и каннибал. Настоящий символ современного интеллектуального общества. Собиратель душ – иная сторона мироздания, его стихия религиозно апокалиптический страх, во многом иррациональный и абстрактный. Отсюда символы, шифрованные письма, путанная речь – всё это пугает еще больше полным непониманием целей маньяка. В то же время, он умеет манипулировать людьми не хуже Лектера – заставить целые семьи убивать друг друга стоит нашего трепета.
Обнаружение жертв
Крайне важной частью общей атмосферы ужаса становятся в двух фильмах сцены обнаружения жертв. В "Молчании" Старлинг находит тело, изуродованное до такой степени, что в шоке находятся даже бывалые копы. Зрителю сразу становится понятно, насколько жесток маньяк, и как сильно это расследование ударит по психике Клариссы. Каждая новая жертва – это еще одна деталь прошлого Буффало Билла и новая ступенька ведущая в подвал его разума. Старлинг погружается во тьму разума монстра и этим заставляет зрителя следить за происходящим с замиранием сердца. Ли Харкер приходит в столь же шокированное состояние, осознав насколько сильны навыки манипуляции у преследуемой ей цели – сложно уместить в голове уровень стороннего влияния, заставляющего убивать собственную семью. Оба чудовища сеют страх, демонстрируя свои зверства – но тем выше ставки в расследовании...
Пугающие подсказки
Оба фильма цепко удерживают зрителя у экрана зловещими загадками, которые оставляют злодеи. Может показаться, что это всего лишь "рояли в кустах", припасенные для продвижения сюжета, но беда в том, что в реальности маньяки столь же жадны до славы, сколь и в кино. Поэтому "подарки", которые Ганнибал отправляет Клариссе, в том числе и голову, вполне можно воспринимать как реалистичные сюжетные ходы. Цель таких подсказок – попытка затянуть расследователя глубже в безумный мир убийцы. Ну, и попутно пугать зрителя. В "Собирателе душ" фигурируют письма в полицию и открытки персонально Ли – ими потрошитель намеревается вывести Харкер из себя и вернуться в его лоно добровольно. Кроме того, не стоит забывать о таинственных металлических шарах, спрятанных внутри кукол – тоже своего рода путеводная нить, ведущая к раскрытию страшной правды.
Побег злодея
По всем законам драматургии, в обоих фильмах жестоким преступникам в какой-то момент удается вырваться из лап полиции и исчезнуть. В "Молчании" это происходит в блистательном эпизоде побега Лектера из клетки, находящейся под пристальным наблюдением охраны. Гениальный план, который сработал безукоризненно, напоминает зрителю о том, насколько жестокий и расчетливый ум противостоит Клариссе. Теперь он на свободе, и ожидать можно чего угодно. Собирателю тоже удается избежать ловушки, организованной Ли и ее командой – этот побег, шансы на который были крайне невелики, поднял ставки, добавил напряженности, показал сколь скользкий противник достался Харкер. И самое главное – помимо новых жертв в опасности теперь оказываются и сами детективы.
Детские травмы
Оба ведущих персонажа, хоть и работают в ФБР, на деле являются личностями уязвимыми и имеющими незалеченные детские травмы. Старлинг преследуют воспоминание о забое ягнят, попавшем ей на глаза в нежном возрасте – именно это "молчание ягнят" и толкает агента на поиски похищенных девушек. Казалось бы незначительная деталь из прошлого, но она придает глубину персонажу, демонстрирует ее незащищенность и переводит фильм из жанра обычного триллера в разряд психологических. В свою очередь, Ли в собственном прошлом обнаруживает связь с маньяком, о которой пыталась забыть все последующие годы. Харкер приходится заново погрузиться в детские ужасы, чтобы просчитать последствия той зловещей встречи с незнакомцем на заснеженной лужайке, которую удалось прервать ее матери.
Финальное столкновение в логове злодея
Как и положено детективу с полицейским расследованием, обе картины приводят агентов и зрителей к леденящей душу развязке – обе героини оказываются в логове маньяка и наконец-то физически ощущают тот ужас, который прежде фигурировал исключительно в их разуме. Кларисса оказывается в подвале Буффало Билла – жутком темном лабиринте, будто бы высасывающем все силы из своей жертвы. Зритель вместе с героиней погружается в клаустрофобный кошмар, отделяющий жизнь от смерти. Ли, в свою очередь проникает в обитель своего преследуемого и ужасается тому, сколь многое связывает его с ней. Изолированное от посторонних убежище чудовища запирает Харкер наедине с ее собственными демонами, что выливается во взрыв принятия страшной правды о природе преследуемого зла.
Если кому-то интересно мое мнение, то я в таких сходствах и параллелях ничего плохого не вижу – в конце концов, теоретики драматургии вообще сводят все произведения к четырем главным темам, остальное уже варианты и вариации. Для меня главное – ощущение погружения в жуткий мир чужой фантазии, по которому меня ведут за руку сквозь всполохи кошмарных образов и пугающих событий. Я так отдыхаю, мне это приносит нереализуемое иначе удовольствие. Так что я "Собирателем душ" доволен (всем, за исключением коверканья оригинального названия убийцы – Длинноногий звучит пугающе), возможно, даже буду иногда пересматривать наравне с "Молчанием ягнят". Рядом два фильма не поставлю, но сейчас и не снимают так, как в 1990-х. Времена иные.
И мы обязательно будем оглядываться в прошлое, чтобы сравнить его с настоящим и будущим, но у же в других материалах – пока же хочется переключиться на другие фильмы и сериалы, ведь вышло столько всего интересного. Если вам такой формат чтения по вкусу, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает много занятного. А помимо этой площадки подпишитесь и на телеграм-канал – в нем тоже много стоящего. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не принимайте странных подарков, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: