Найти тему

«Прибыль не приносят»: как живут казанские коворкинги

Оглавление
   Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

Что происходит с коворкингами в Казани, кому они нужны и можно ли на них заработать — в материале KazanFirst.

Коворкинг — это общее пространство для коммуникаций и ведения бизнеса. В этом месте собираются люди разных профессий и зарождают общие или частные проекты, которые потом реализуются на рынке. Об этом рассказала в беседе с журналистом KazanFirst основатель эковоркинга Гульнур Балтабаева. Но если окунуться в прошлое и посмотреть историю коворкингов в Казани, то многие продержались либо не долго, либо прекращали свое существование без дальнейшего возобновления. Черная полоса для казанских коворкингов или неудачная идея для бизнеса?
Самое первое помещение для работы за ноутубуком организовали
Артем Фатхуллин и Константин Шишкин. Они открыли центр «Клевер» в 2013 году. Вот только проект просуществовал всего лишь полгода. Как оказалось, причиной закрытия стали разногласия с арендодателем.
Попробовать открыть в столице Татарстана коворкинг попытался и глава «Сбербанка»
Герман Греф. На тот момент площадь составляла 1,1 тысячи квадртаных метров, которая располагала собой 238 рабочих мест, конференц-зал на 80 человек, четыре кофе-поинта и зона отдыха. Стоимость места на один рабочий день составлял 600 рублей, за месяц — 6 000 рублей. За эту цену посетители могли получить услуги от специалистов и доступ на бизнес-тренинги. Но даже его помещение для фрилансеров «GrowUp» продержалось всего лишь два года и закрылось перед пандемией COVID-19.
В 2015 году медиаменеджер
Ярослав Муравьев создал резиденцию креативных индустрий «Штаб». Коворкинг обрел успех и узнаваемость: в нем проводились мероприятия, а люди со всего города приходили сюда, чтобы поработать. Отмечается, что в нем прошло больше трех тысяч событий, а в коворкинг сходили 15 тысяч посетителей. Проект шел в гору, но даже он не оказался вечным. В 2023 году «Штаб» прекратил свою работу из-за того, что собственник помещения не продлил договор аренды, да и срок уже подошел к концу. О самих параметрах «Штаба» мало что известно, только то, что он находился в бывшем здании швейной фабрики «Швейник». Площадь трехэтажного здания составляет 850 квадратных метров. Ранее сообщалось, что здание целиком арендуют на долгосрок. Это были одни из «громких» коворкингов, которые обрели популярность, а теперь стали одним лишь воспоминанием.

  📷
📷

Фото: KazanFirst

  📷
📷

Фото: KazanFirst
В Казани средняя стоимость одного дня в коворкинг-центре составляет 500-700 рублей, сообщает «Агрегатор коворкингов Ocowork», сервис по сбору информации коворкингов России. По данным «Авито.Недвижимость», в июле 2024 года в Казани насчитывается около 1,5 тысячи офисов и коворкингов для покупки, а для аренды — 1,3 тысячи таких объектов.

Что происходит в других городах

Аналитики «Авито» в ответ на запрос KazanFirst проанализировали, что в городах приволжского федерального округа в этом месяце объем предложения офисов и коворкингов для аренды составил более 6,3 тысячи объектов, для продажи — 2,2 тысячи. Отмечается, что коворкинги в ПФО представлены преимущественно для аренды. Больше всего таких объектов насчитывается в Нижнем Новгороде с общей долей в 18%, Казани (12%), Пензе (11%), Самаре и Уфе (6% в каждом). Что касается офисов, для покупки больше всего объектов предложено в Самаре (17%), Казани (15%), Уфе (10%), Ижевске и Нижнем Новгороде (6% в каждом). Больше всего офисных объектов для аренды также представлено в Самаре и Казани (13% в каждом), а также Уфе и Нижнем Новгороде (12% в каждом).

  📷
📷

Средняя стоимость аренды офиса в ПФО в июле 2024 года составила 350 тыс. рублей, а покупки — 7,6 млн рублей. Средняя стоимость аренды коворкинга в регионе 5 тыс. рублей.

Коворкинги живут или выживают?

Несмотря на недолгое «проживание» коворкингов в Казани, спрос на них отмечается. При этом не наблюдается такое большое желание среди жителей, чтобы проектировать и открывать новые объекты, поделился руководитель агентства недвижимости «Ваш надёжный риелтор и НЛБ» Андрей Савельев. Хоть и во времена пандемии был спад на коворкинги, то сейчас, по мнению Савельева, этот сегмент в недвижимости полностью оправился.
— Библиотеки и антикафе не смогут затмить коворкинги, потому что в них не совсем деловая обстановка. Человеку нужен некий обслуживающий момент — это организационная техника и интернет, — рассказал эксперт.
Агент по недвижимости АН «Полезные люди»
Алмаз Гайнутдинов выделил, что коворкинги «выживают как могут», а новым игрокам в бизнесе будет тяжело. При этом библиотеки или кофейни могут заменить локацию.

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
– Все привыкли работать удаленно, ковидные времена всех научили подстраиваться под реалии и факторы, на которые мы не можем повлиять. Основная аудитория коворкингов — были фрилансеры оказывающие какие-либо услуги, но многие с началом СВО разъехались по миру, «айтишники», либо разные лекторы, которые ушли в онлайн-вещание. Теперь все спокойно осознают, что можно работать, как и дома, так и находясь в курортных странах, без привязки к определенному рабочему месту, – отметил эксперт.
Почти два года назад открылся IT-парк имени Башира Рамеева, основная цель которого — собрать «айтишников» и объединить в парке стартапы и IT-компании. Для удобства и охвата любой аудитории создали коворкинг «Цифровая библиотека». Как сообщили KazanFirst в пресс-службе IT-парка, в день локацию посещают от 30 до 60 человек.
— Основная аудитория коворкинга — это специалисты, деятельность которых подразумевает возможность удаленной работы. Примерно половина из них — это IT-специалисты, оставшиеся — сотрудники, ведущие удаленную бухгалтерию, переводчики, предприниматели, дизайнеры, специалисты по маркетингу, — отметили в IT-парке.
Сообщается, что будущее у коворкинга есть, и складывается оно благодаря удобной локации, роста количества самозанятых, практики удаленного формата, а также удобного расположения и круглосуточной работы помещения.
Далеко не все помещения могут подойти под коворкинг. Это зависит от локации, наличия паркинга, конфигурации помещения, позиционирования. Прогнозировать окупаемость объекта возможно тщательно расчитав финансовую модель проекта, в которой необходимо учитывать множество факторов: размер инвестиций, условия арендного договора, рассказала
Круглова Элла, создатель и управляющий коворикинга Parallel34.

  📷
📷

Фото: коворкинг Parallel 34, Даниил Шведов

  📷
📷

Фото: коворкинг Parallel 34, Даниил Шведов
— Да, спрос активный. У нас в среднем количество варьируется от 60 до 80 человек в день. Если пространство коворкинга правильно и хорошо продумано, то, конечно же, можно заработать. В этом случае все счастливы и клиент, и собственник бизнеса. По последним исследованиям емкость рынка коворкингов реализована лишь на 30%. То есть рынку есть куда расти. Особенно у нас в городе. Растет количество удаленных вакансий, фрилансеров и крупные компании все чаще выбирают схему аренды только необходимого количества мест, а не классическую аренду, – подытожила владелец.

Коворкинги – бизнес для души?

Отмечается, что в пространствах вроде библиотеки или антикафе нет такого сервисного пакета, как в коворкингах. Например, переговорные комнаты или скайп-кабинки, спорт уголки, которые входят в стоимость определённых тарифов. В том числе, в коворкингах формируется комьюнити с разными мероприятиями для резидентов. Про объединение людей и коммуникацию подтверждает и Гульнур Балтабаева.
– Все зависит от концепции. Есть заведения, которые процветают, благодаря руководителю, являющимся генератором идей, неустанно развивающим бизнес. А есть те, кто создал, к примеру, антикафе и ждет, когда пойдет денежный дождь. Когда открываете бизнес, нужно положить в основу любовь к делу. У каждого товара есть свой покупатель, у креативного дизайнера даже рваный башмак найдет своего покупателя, – рассказала эксперт.
Современные реалии привели к тому, что традиционное представление о рабочем месте трансформировалось. Сегодня для осуществления задач многим людям достаточно иметь под рукой только компьютер и доступ в интернет. По словам основателя, коворкинги востребованы теми, кто встает на путь становления – самозанятые, индивидуальные предприниматели и малые предприятия, которые на стадии становления экономят на аренде помещения, на его обслуживании.

  📷
📷

Фото: KazanFirst

  📷
📷

Фото: KazanFirst

  📷
📷

Фото: KazanFirst
— В мировом масштабе средняя рентабельность прибыльных коворкингов держится на уровне 15-17%, в России в крупных городах — 10%. Многие услышав слово «коворкинг», открывают его, в последствии через короткий промежуток времени закрывают бизнес. Коворкинги — прибыль не приносят. Для меня цена — это неважно. Нельзя все мерить деньгами, в противном случае бизнес ждет крах, – заключила собеседница
Напомним, Балтабаева — заслуженный строитель Татарстана, а также гендиректор «СтандартПроект», для нее коворкинг не является главной деятельностью. Однако помещение содержится с основных проектных организаций. Несмотря на это, по словам основателя, эковоркинг сам себя окупает. Деньги, которые приходят, идут на зарплаты обслуживающего персонала и необходимые расходники для поддержания помещения. Популярностью пользуется заведение среди архитекторов, дизайнеров, программистов и проектировщиков.

  📷
📷

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst
Однако есть помещения для коворкинга пригодные не только для работы за компьютером или тетрадями с заданиями, но и бьюти-коворкинг. Это отдельное помещение, где желающий в сфере красоты и моды может арендовать пространство для принятия и обслуживания клиентов.

Новшества в коворкинге

Администратор подобного коворкинга Снежана Николаева отметила, что данный формат удобен для начинающих бьюти-мастеров, которые отказываются принимать клиентов на дому и не имеют большой клиентской базы и средств, чтобы открыть салон или снять кабинет.
— Сейчас все больше людей хотят работать на себя. Коворкинг в этом плане может помочь, что добавляет к его ряду преимуществ: невысокая цена по сравнению с арендой офиса или кабинета, техническая оснащенность, а также возможность коммуникации и партнерства на базе коворкинга, — отметила администратор.
В день такой объект посещает порядка 50 человек, но даже несмотря на такое число, библиотеки, антикафе и обычные кофейни составляют конкуренцию коворкингу.
По мнению экспертов, спрос на коворкинги наблюдается, однако он не такой повышенный, как казалось. Несмотря на это, постояльцы этих помещений — фрилансеры, «удаленщики» и студенты — везде найдут себе место. На смену коворкингам пришел спрос на антикафе, обычные кофейни и библиотеки. Но специалисты считают, что они не «затмят» коворкинги, а на каждое помещение найдется свой человек.