Найти тему
Маяк Арктики

Русская полярная экспедиция. Глава 2

Толль и Колчак у судна
Толль и Колчак у судна

В истории освоения Арктики немало трагических страниц, Север всегда забирал самых смелых, тех кто менял комфорт и благополучие на тяготы и лишения, на голод и лютый мороз, тех, кого жажда открытий навсегда лишила покоя и спокойной жизни, сегодня мы поговорим о легендарном плавании шхуны Заря и ее экипаже, храбрых и отважных исследователях, навсегда оставивших свои сердца в царстве белого безмолвия…

А началась наша история ровно 124 года назад, в 1900 году, когда из порта Кронштадта на поиски мифической Земли Санникова вышла шхуна "Заря", академической Русской полярной экспедиции под началом известного исследователя Арктики барона Эдуарда Васильевича Толля. На приобретение судна Российским правительством было ассигновано 60 000 рублей. В 1899 году в Норвегии был приобретён трёхмачтовый зверобойный барк «Харальд Харфагер». Это судно рекомендовал Толлю Фритьоф Нансен как подобное знаменитому «Фраму». В Санкт-Петербурге шхуну приписали к Невскому яхт-клубу , и переделали ее в яхту , для этого прямые паруса оставили лишь на фокмачте, и трехмачтовое экспедиционное судно превратилось в шхуну-барк или баркентину, чаще именуемую шхуной или парусно-моторной яхтой.

Целью экспедиции было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова).

Сама идея экспедиции родилась у Толля задолго до ее начала, 13 августа 1886 года в жизни Эдуарда Васильевича Толля произошло событие, определившее всю его дальнейшую судьбу. Стоя на северном берегу острова Котельного, в устье ручья Могур, он своими глазами увидел по азимуту 14—18 градусов «ясные контуры четырех столовых гор с прилегающим к ним на востоке низким остроконечием». Картина, открывшаяся Э. В. Толлю в тот солнечный день, была настолько четкой, что он не только определил расстояние до гор — около 150 верст, или полтора градуса по широте, но и заключил, что горы сложены трапповыми массивами, подобно островам Земли Франца-Иосифа. Толль решил, что увидел очертания легендарной неведомой земли, которую видел зверопромышленник Яков Санников, который за сто лет до плавания Зари, упоминал о существовании «обширной земли» к северу от острова Котельного. По словам охотника, он своими глазами видел, как над морем поднимались «высокие каменные горы». Именно на поиски Земли Санникова были нацелены арктические экспедиции барона Э. В. Толля, убеждённого в существовании Арктиды — северного полярного континента, побережье которого, по его мнению, и наблюдал Яков Санников.

Подтверждение или опровержение существования Земли Санникова было сопряжено со значительными трудностями. Новосибирские острова находятся возле самой границы постоянной северной ледяной шапки: даже в тёплые годы океан в окрестностях островов доступен для навигации два-три месяца в году, поздним летом и ранней осенью; в холодные годы острова могут оставаться скованными льдами всё лето. Гипотетическая новая земля на расстоянии нескольких сотен километров от Новосибирских островов могла быть скована льдами непрерывно на протяжении десятилетий. Полярная ночь, продолжающаяся в этих широтах около четырёх месяцев, исключала всякие возможности исследований с ноября по март.

Возглавил команду шхуны «Заря» лейтенант Н. Н. Коломейцев., боцман Никифор Бегичев. Её научный «костяк» образовали: начальник экспедиции и геолог барон Э. В. Толль; геодезист, метеоролог и фотограф Ф. А. Матисен , трудами которого впоследствии было заложено основание морского порта Тикси; гидрограф, гидролог, магнитолог, гидрохимик и картограф А. В. Колчак , тот самый Александр Васильевич Колчак, который впоследствии станет верховным правителем Российской империи ; зоолог и фотограф А. А. Бялыницкий-Бируля; астроном и магнитолог Ф. Г. Зееберг; врач-бактериолог и зоолог Г. Э. Вальтер.

21 июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Кронштадте. 24 июля судно прибыло в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный) и в августе вышло в Карское море. Осенью «Заря» была на 24 дня блокирована льдами в заливе Миддендорфа. Толль назвал этот залив в честь своего родственника, учителя, известного учёного и исследователя Таймыра — Александра Фёдоровича Миддендорфа. Первая зимовка прошла у берегов Таймырского полуострова.

В апреле 1901 года в результате разногласий с Толлем,капитан корабля лейтенант Коломейцев в сопровождении Степана Расторгуева покинул судно. За 40 дней двое экспедиционеров прошли около 800 километров к реке Гольчихе (Енисейская губа) и затем благополучно добрались до Петербурга. По пути они открыли впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а в Пясинском заливе — остров Расторгуева . Новым капитаном Толль назначил Фёдора Матисена.

Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр. 25 августа «Заря» направилась на поиски Земли Санникова, однако уже 9 сентября наткнулась на пояс мощных льдов. Вторая зимовка состоялась на о.Котельный, в лагуне Нерпалах. Во время зимовки, умер доктор экспедиции и близкий друг барона Толля- Герман Вальтер, судовой врач, зоолог, страстный охотник, он умер во время дежурства на метеорологической станции на западном побережье острова Котельный. После перенесенного ревматизма не снижал нагрузок, и у него развилась сердечная недостаточность. За несколько дней до смерти он еще строил планы покорить Северный полюс на собачьих упряжках. Причем экспедицию планировал подготовить на свои собственные деньги. Доктор был похоронен два дня спустя на острове Котельный на мысе Вальтера.

После тяжелой зимовки, в мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта, Толль записал в своем дневнике: «Оттуда мы не сможем достигнуть Земли Санникова, но, возможно, нам удастся увидеть ее с вершины острова,» и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и проводников Василия Горохова и Николая Дьяконова . 13 июля партия Э. Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарках они достигли острова Беннетта.

Летом, освободившись из ледового плена, "Заря" должна была подойти к острову Беннетта и снять людей, но судну не удалось приблизиться к острову. 4 сентября на "Заре" осталось всего 9 тонн угля – на два дня хода. Пытаясь пробраться к острову Беннетта, экипаж до последнего искал пропавшую группу, капитану даже пришлось нарушить инструкцию Э.В.Толля, которая предписывала уводить корабль в устье Лены после того, как на нем останется 15 тонн угля. Положение яхты стало критическим. В сентябре 1902 года лейтенант Матисен был вынужден повернуть на юг и увести судно в бухту Тикси ,где шхуна была поставлена на якорь под островом Бруснев . Экипаж рассчитывал, что в Тикси получит уголь. Еще с места первой зимовки на материк был командирован офицер с заданием доставить уголь в Тикси. Угля, однако, не было — доставка сюда топлива обошлась бы очень дорого, дороже самой яхты.

Академия наук России обратилась к купчихе А. И. Громовой, которая имела пароход «Лена», с просьбой спасти членов экспедиции, получив взамен остатки шхуны. Пароход сделал несколько рейсов в Тикси, вывез людей и кое-какое снаряжение со шхуны. Всё имущество с «Зари» было погружено в склады Громовой в Якутске. Но фирма Громовой не смогла использовать глубоко сидящее морское судно и оно осталось стоять у пустынных берегов моря Лаптевых. «Зарю» бросили . Экипаж «Зари» на рейсовом судне по Лене прибыл в Якутск и уже в декабре 1902 года был в Петербурге.

А.В.Колчак
А.В.Колчак
Колчак на Заре
Колчак на Заре