Джеймсу Кэмерону не давали снять второго «Терминатора»
Хотя изначально режиссер Джеймс Кэмерон считал оригинального «Терминатора» законченной историей, он поддался уговорам Арнольда Шварценеггера, который еще во время производства первого фильма говорил о необходимости продолжения, и начал идти в сторону разработки сиквела. Однако произошло это не сразу. Для начала, Джеймс Кэмерон был занят «Чужими» и «Бездной», работа над которыми началась еще во времена съемок «Терминатора». Однако был еще один камень преткновения – студия Hemdale Film Corporation, которой Кэмерон отдал половину прав на «Терминатора», чтобы снять его. Можно было подумать, что вторая половина находилась у него, но это не так – ее он тоже продал, но только своей бывшей жене, причем за 1 доллар. Таким образом, у Джеймса Кэмерона, который придумал «Терминатора», когда ему приснился плохой сон, на самом деле не имел на него никаких прав. Из-за конфликта между студией и режиссером первая не давала ему возможности снять фильм и даже подала в суд по причине того, что Кэмерон поделился не всей прибылью от «Терминатора».
Ситуацию разрешил Шварценеггер
Понимая, что ситуация находится в тупике, на сцену вышел Арнольд Шварценеггер и предложил Кэмерону свою помощь с правами на фильм. Он связался со своим знакомым продюсером Марио Кассаром и предложил ему выкупить права на «Терминатора», чтобы дать Джеймсу возможность снять более успешный сиквел. Марио согласился и в итоге 10 миллионов отдал студии Hemdale Film Corporation за их 50% и еще 5 миллионов бывшей жене Кэмерона, которая владела остальной частью. В конце концов, на одни только права ушло почти в три раза больше денег, чем на всю разработку первого фильма.
В первом варианте сценария должно было быть два Т-800
У Джеймса Кэмерон было не более семи недель, чтобы написать сценарий к новому фильму, и он снова обратился за помощью к Уильяму Вишеру, который был соавтором сценария «Терминатора». Сначала, когда Джеймс впервые выдал свою идею про взаимоотношения Джона Коннора, Т-800 и Сары Коннор, Уильям не воспринял его слова всерьез, ведь первый фильм был смесью боевика, слэшера и ужасов, и вдруг Кэмерон захотел затронуть семейный жанр. Впрочем, против задумки Джеймса Вишер идти не мог и начал разрабатывать с ним весь основной сюжет. Главная проблема заключалась в антагонисте: Кэмерон хотел показать, как два Т-800 в исполнении одного Шварценнегера будут сражаться друг с другом за Джона Коннора – один бы пытался его ликвидировать, а другой – защитить. Однако вскоре они поняли, что смотреть на двух одинаковых персонажей слишком скучно и затронули тему «супер-терминатора», но это тоже не прошло, и тогда из дебрей памяти Кэмерон вытащил старую идею о жидком Терминаторе. В начале 80-х еще не существовало технологий, которые могли бы это реализовать, поэтому Джеймс не стал добавлять его в фильм, но к 90-м технологии в кино развились достаточно высоко, чтобы мечты Кэмерона могли претвориться на экранах.
Джеймс Кэмерон придумал Джона Коннора, вдохновившись песней Стинга – «Russians»
Однажды, еще во времена существования Советского Союза, музыкант Гордон Самнер, также известный, как Стинг, благодаря своему другу-изобретателю подключился к советскому телевидению и с удивлением для себя обнаружил, какое трепетное внимание в нем уделяется детским программам. Позже он написал песню, в которой строка «Я надеюсь, что русские тоже любят своих детей» стала известной на весь мир и в свое время даже поразила Джеймса Кэмерона, который подумал, насколько идея ядерной войны противоречит идее самой жизни. Именно в таком мире, по задумке Джеймса Кэмерона, и должен был родиться Джон Коннор, не только жизнь которого зависит от войны, но и от жизни которого зависят все остальные.
Арнольд Шварценеггер удивился, когда прочитал сценарий
Работу над сценарием Джеймс Кэмерон закончил не просто в последний день, а буквально в последние минуту. Можно сказать, что на несколько минут он даже опоздал. Как рассказывал сам Джеймс, ему нужно было лететь чартерным самолетом студии Carloco, чтобы показать сценарий боссам, но у него возникли проблемы с принтером, и он задержался на 20 минут. С горячими бумагами он побежал к лимузину, затем поехал в аэропорт и зашел в самолет, где в ожидании последнего пассажира сидели другие актеры и режиссеры. Среди них находился Арнольд Шварценеггер, который сразу же принялся читать сценарий Кэмерона и Вишера и был занят этим на протяжении всего полета, а также некоторого времени после. Перед тем, как Джеймс начал разработку сценария, он позвонил Арни, чтобы узнать, заинтересован ли он в этом вообще, и практически единственное, что тот сказал, это: «Просто сделай меня крутым». Однако, когда Шварц прочитал сценарий, он понял, что его персонаж, который в прошлом фильме расправился с около 30 людьми, в этом никому не причиняет вреда. Арнольд был в замешательстве и сказал, что это проблема, ведь зрителям нужно понять, что это тот самый Терминатор. Когда Кэмерон объяснил всю суть, Шварценеггер все осознал и сказал, что у них получится нечто грандиозное.
Бюджет был огромным, но об этом никто не беспокоился
В то время, как бюджет первого «Терминатора» составил 6,4 миллиона, второй части выделили примерно в 16-17 раз больше. На момент съемок студия пыталась отрицать настолько большое число, но, когда сборы перевалили за полмиллиарда, боссы все же признали, что дали Джеймсу практически все, что могли. По словам Марио Кассара, он пытался не прогнозировать окончательный бюджет, так как понимал, что с Джеймсом 60 миллионов могут легко превратиться в 70, а 70 – в 80, и так далее. Он также признался, что почти не контролировал Кэмерона, потому что это было невозможно. Марио просто выписывал чек и иногда приходил на съемочную площадку, чтобы поздороваться. Актер Джо Мортон, сыгравший Майлза Дайсона, рассказал, что они снимали сцену гибели его персонажа и должны были доснять оставшиеся сцены, как вдруг Джеймс начал разбивать стекла прямо над ним, потому что хотел узнать, как они бьются, и это при том, что камеры были выключены. Когда Кэмерон спросил у Линды Хэмилтон, хочет ли она повторить роль Сары Коннор, она ответила положительно, но добавила, что хотела бы изобразить сумасшедшую Сару. Джеймс пошел ей навстречу, однако настоящим безумцем в итоге оказался он.
Линда Хэмилтон заработала в 12-15 раз меньше Арнольда Шварценеггера
Несмотря на то, что популярность Линды Хэмилтон после «Терминатора» значительно выросла, она заметно уступала Арнольду Шварценеггеру, который между двумя первыми фильмами о Терминаторе успел сняться в «Хищнике», «Коммандо», «Близнецах» и «Вспомнить все». Это отразилось на их гонорарах: Шварцу заплатили 12-15 миллионов, причем большая часть из них в виде самолета Gulfstream III, а Хэмилтон – только 1 миллион. Линда призналась, что снялась бы в «Терминаторе 2» и бесплатно, но сам факт того, что ей нужно было кормить свою семью и получать при этом в разы меньше своего коллеги примерно с таким же экранным временем, ее разочаровывал.
Другие претенденты на роль Т-1000
Хотя Роберт Патрик и является идеальным выбором на роль Т-1000, изначально свой голос Джеймс Кэмерон отдал певцу Билли Айдолу, который не сыграл злодея только потому, что получил травму незадолго до съемок. Спустя годы, говоря об этой кандидатуре, Кэмерон признался, что, уже зная про Патрика, вряд ли отдал бы роль Айдолу. Кроме этого, другим претендентом был певец Блэки Лолесс, но он не подошел по комплекции, так как по задумке Т-1000 должен был быть незаметным и скрытным, что, впрочем, звучит немного забавно, ведь одно время рассматривался даже Шакил О’Нил. Однако самым неожиданным актером оказался даже не известный баскетболист или певец, а Майкл Бин, сыгравший Кайла Риза в первом фильме. Джеймс Кэмерон и Джеймс Вишер всерьез разобрали идею, по которой Т-1000 принял бы форму Кайла Риза. Это звучало интересно, потому что Саре Коннор пришлось бы столкнуться с тем, кого она полюбила и очень быстро потеряла. Но от этой идеи отказались по причине того, что она казалась слишком запутанной.
Роберт Патрик вдохновлялся животными
Когда Роберт Патрик все же получил роль Т-1000, он начал интенсивную подготовку, которая включала абсолютно разные аспекты: так, он научился продолжительное время бегать так, что никоем образом не показывал никакой усталости, а также держал голову чуть вниз, имитируя орла, который летит за добычей; ради контраста с Т-800 Роберт отточил свои движения так, чтобы они выглядели более плавными и быстрыми; мимика, некоторые движения и все остальное также были взяты из просмотра передач про рептилий, кошек и акул, которые могут атаковать в любой момент.
Джеймс Кэмерон пугал всех на съемочной площадке
Существует множество историй о том, как режиссерам не удавалось совладать с непростыми характерами актеров. Подобное случалось и с Фрэнсисом Копполой, и с Ридли Скоттом, и с Дэвидом Финчером, и со многими другими. Но Джеймс Кэмерон – это совсем другая история. Уже на съемках первого «Терминатора», когда Джеймс еще считался малоизвестным режиссером, он держал всех на коротком поводке. Можно было подумать, что что-то изменится ко второй части «Терминатора», ведь Арнольд Шварценеггер стал огромной звездой, в то время как Кэмерон не хватал звезд с небес и находился обычно за кулисами. Конечно, между ними иногда возникали небольшие конфликты, но, несмотря на популярность Шварценеггера, на съемочной площадке всегда чувствовался жесткий авторитет Джеймса. В одном из интервью Арни даже рассказал, что все на съемочной площадке были немного напуганы, потому что Кэмерон не был мастером психологии, а просто на всех кричал. Особенно страх испытывал молодой Патрик Стюарт, который признался, что всегда искал способ своей работой удовлетворить Джеймса Кэмерона. Лишним доказательством строгости режиссера является тот факт, что у всей съемочной команды были футболки с надписью: «Вы не можете меня напугать – я работаю на Джима Кэмерона». Однако свою жесткость по отношению ко всем остальным Джеймс оправдывал полной отдачей фильму. Когда велась речь о какой-нибудь реплике или сцене, Кэмерон мог выкрикнуть: «Да, страница 78. Поверьте мне. Я написал этот чертов сценарий». Он помнил абсолютно все: каждую страницу, каждую строчку диалога, каждую прописанную эмоцию.
Роберт Патрик догнал мотоцикл
Готовясь к роли Т-1000, Роберт Патрик превзошел все свои возможности. Сцена, в которой Джон Коннор уезжает на мотоцикле от Т-1000, очень напряженная и кажется, будто Т-1000 вот-вот его схватит. Забавно, что почти так и произошло на съемках. Роберт Патрик развил настолько большую скорость бега, что догнал Эдварда Ферлонга, который ехал на мотоцикле. Понимая, что замедлить Патрика невозможно, Ферлонгу в следующих дублях дали возможность разогнаться еще быстрее.
Эдвард Ферлонг слишком быстро вырос
Обычно съемки фильмов занимают 1-3 месяца, но «Терминатор 2: Судный день» затянулся на полгода. За это время 13-летний Эдвард Ферлонг заметно вытянулся, а его голос изменился. Голос в итоге был изменен на постпродакшне, а разницу в возрасте компенсировали тем, что его в прямом смысл посадили в яму. В одной из последних сцен, снятых в последний месяц съемок, Эдвард Ферлонг стоит рядом с Линдой Хэмилтон, но, чтобы зрители не заметили ничего странного, для него выкопали небольшую яму.
В фильме снялась сестра Линды Хэмилтон
Если сейчас в кино создать двойника какого-то актера – это что-то обычное и не выходящее из ряда вон, то во времена второго «Терминатора» приходилось использовать практические эффекты. Когда Т-1000 принимает форму Сары Коннор, его играет сестра Линды Хэмилтон, Лесли. Кроме этого, Лесли пригодилась в том эпизоде, в котором Сара приводит Т-800 в порядок прямо перед зеркалом. Так как камера мелькала бы в отражении, Джеймс Кэмерон придумал интересный момент: на самом деле там было не зеркало, а дыра, за которой находились Арнольд Шварценеггер и Лесли, а ближе к камере стояли Эдвард Ферлонг, Линда Хэмилтон и «сидящий» слепок Шварца. Чтобы это действие казалось отражением, Линда и Лесли долгое время тренировались синхронно выполнять одни и те же действия на протяжении всей сцены.
Эдвард Ферлонг и Арнольд Шварценеггер быстро нашли общий язык
Взаимоотношения Джона Коннора и Т-800 в фильме занимают особое место, и они не были бы так хорошо изображены, если бы исполнители этих ролей не поладили друг с другом. Эдвард Ферлонг сразу стал увидел в Шварце отца, которого у него не было, а сам Арни делал все для того, чтобы Эдвард считал его своим лучшим другом на съемочной площадке. Шварценеггер обучал Ферлонга основам взрослой жизни, всегда был рядом с ним и давал советы насчет девушек. Линда Хэмилтон даже пошутила, что Эдвард и Арнольд так сблизились, потому что эмоционально были одного возраста.
Одна из последних сцен выглядела неудачно
Изначально Джеймс Кэмерон собирался снять сцену самопожертвования Т-800 немного иначе. В его представлении персонаж Арнольда Шварценеггера должен был молча отдать Саре лебедку управления, однако зрители на тестовых показах не поняли, почему он сам не опустил себя. Тогда Кэмерон немного изменил сцену, добавив реплику, по которой стало понятно, что Т-800 не может самоликвидироваться.