Сенситивные периоды
Скорее всего, вы никогда не задумывались о том, почему и когда ребенок учится?
Я сейчас говорю не о школе и о её расписании… Я говорю о навыках, которые приобретает ребенок, почему он их приобретает, и когда он перестаёт усваивать что-то новое для себя.
Логично, что люди, которые не участвуют в системе образования на стороне образовательных организаций в эту тему не посвящены.
Но вы только представьте, что если с 4-5 лет не развивать в ребенке абстрактное мышление, то сделать это позже будет уже тяжелее, либо совсем невозможно. Он продолжит свою жизнь с тем, что успел впитать в себя в тот период… От конкретного недостатка абстрактного мышления может пострадать математика, и прочие смежные науки.
Так вот, в жизни ребенка, а точнее, на пути его взросления есть сенситивные периоды. Это периоды, в которые психика ребенка более поддатлива к приобретению определенного рода информации.
Условный коридор с множеством дверей-возможностей, которые открываются в определенном возрасте, а через какой-то промежуток времени закрываются. И только от участников образовательных отношений зависит, занесут ребенку в «комнату» новые знания и умения или нет.
Перед тем, как перейдем к более конкретным примерам, хочу заметить, что объективизировать систему знаний о периодах и их длительности, невозможно! По причинам генотипической и средовой обусловленности развития ребенка. Грубо говоря, потому, что дети рождаются с определенными характеристиками, переданными наследственно, и окружающая среда может вынуждать психику ребенка в чем-то подождать, в чём-то ускориться. Так что, приведенный ниже возраст является обобщенным в средах исследований. Для каждого ребенка есть собственный возраст и длительность!
Итак, основоположенцем сенситивных периодов был Лев Семёнович Выготский. Он в свою очередь выделил 5 периодов развития речи.
* 1,5–3 года — формирование базового словарного запаса;
* 3–4 года — знакомство с буквами и цифрами, умение выражать свои собственные мысли;
* 4–5 лет — зачатки абстрактного мышления (понятия размера, цвета, формы), восприятие музыки и письма;
* 5–6 лет — формирование коммуникативных и социальных навыков, письмо и чтение;
* 8–9 лет — развитие воображения и языковых способностей (усвоение норм родного языка, изучение иностранных языков).
Затем Мария Монтессори выдвинула собственную теорию приложив её не только на развитие речи у ребенка.
* Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
* Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
* Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
* Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
* Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
* Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Но это всё вы сможете найти в интернете, этого много. Хочу выделить то, зачем же эта работа проведена.
Во первых: как я и говорил ранее, если ребенок не развил очередные способности, в будущем сделать это ему будет очень сложно.
Во вторых: Кто владеет информацией- владеет миром. Раз мы знаем какой период следующий, мы можем быть готовы к его наступлению.
В третьих: У каждого периода есть этапы развития Начало- (Трудно заметить, особенно, если не предвидеть) Пик- (Особая интенсивность и восприимчивость) Спад- (медленное завершение)
С одной стороны, кажется тяжело, держать в голове все периоды, ожидать каждый следующий, и потом яро впихивать в ребенка новую информацию. Хочу заметить, уважаемые родители, всё что от вас требуется, это создавать комфортную среду, помимо бытовой, к которой в 21 веке уже не должно остаться вопросов, ещё и научно-эмоциональную. Обзаведитесь тренажерами! Для развития, номерами телефонов специалистов, которые помогут вам и вашему ребенку.
Не бойтесь обращаться за помощью в распознавании этих периодов и дайте ребенку максимум вниммания, у него ещё всё впереди, так вот дайте возможность чтоб действительно было всё! Спасибо!
#педагогика #психология #воспитываемдетей #калининград #психолог #детскаяпсихология #детскийпсихолог #психологкалининград #родители
#дети #воспитание