Найти тему

Суд над Власовым ( отношение идеологов белой эмиграции и диссиденты

1 августа 1946 года во дворе Бутырской тюрьмы был повешен генерал Андрей Власов и его соратники - Малышкин, Жиленков, Трухин, Закутный, Меандров, Мальцев, Благовещенский, Буняченко, Зверев, Корбуков и Шатов. 

(пост и весь приложенный материал опубликованы в сугубо информативных целях для объективной оценки интересующихся пользователей и содержатся в общедоступном для всех источнике) 

Для многих людей по сей день они являются противоречивыми личностями, однако становится интерестно, как же к власовскому движению отнеслись некоторые главные идеологи Белой эмиграции и диссиденты? 

Деникин (основной белосоветский миф) в своих мемуарах писал: 

«...Так или иначе, несчастный генерал попал в большевистские руки и 2 августа 1946 г. состоялся в Москве суд над ним, начальником его штаба ген. Малышкиным и восемью другими его сотрудниками. Знаменательно, что советское правительство, устраивавшее по гораздо менее важным случаям «показательные процессы», с великой помпой, кинематографом, иностранными журналистами и подробнейшим изложением в печати «добровольных» признаний подсудимых, дело ген. Власова, не подняв вокруг него никакой шумихи, скомкало.

    Почему? Совершенно ясно, что, не взирая ни на какие обстоятельства, самый факт такого массового вооруженного восстания русских военнопленных против своей власти — факт совершенно невозможный в таких размерах ни в какой другой стране, ни в какой другой армии — настолько дискредитирует эту власть, что распространяться о нем не может входить в ее расчеты. Генерал Власов и его сотрудники были казнены. Таким образом, свидетельство главных персонажей РОД и РОА потеряно для истории. Ибо на политических процессах в СССР подсудимые говорят только то, что им прикажут и «сознаются» во всех тех винах, которые им припишут. Сошел со сцены трагично-несчастный, загадочный, но безусловно незаурядный русский человек.».

А вот и мнение русского писателя Солженицына. Мы отобрали лишь чёткие цитаты. В целом, Александр Исаевич был нейтрален и сформировал объективное мнение о власовском движении, в котором объяснял причину недопустимости негативной критики явления коллаборационизма во времена Советско-Германской войны: 

«...Слово «власовец» у нас звучит подобно слову «нечистоты", кажется мы оскверняем рот одним только этим звучанием и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим «власовец».

Но так не пишется история. Сейчас четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на крайнем севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей, в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват – эта молодежь или седое «Отечество»? Что биологическим предательством этого не объяснить, а должны быть причины общественные.» 

«...Поведение этих людей с нашей пропагандной топорностью объяснялось: 1) предательством (биологически? текущим в крови?) и 2) трусостью. Вот уж только не трусостью! Трус ищет где есть поблажка, снисхождение. А во «власовские» отряды вермахта их могла привести только последняя крайность, только запредельное отчаяние, только неутолимая ненависть к советскому режиму, только презрение к собственной сохранности. Ибо знали они: здесь не мелькнет им ни полоски пощады! В нашем плену их расстреливали, едва только слышали первое разборчивое русское слово изо рта. В русском плену, также как и в немецком, хуже всего приходилось русским.

     Эта война вообще нам открыла, что хуже всего на земле быть русским.».

Ну и наконец Ильин. В письме Б.И.Николаевскому от 3.IV.1946 он писал: 

«...Я провел эти годы (с 1938 по 1946) в Швейцарии, куда уехал под давлением национал-социалистических преследований (направленных против меня лично за мой отказ от участия в их гнусной политике). Я никогда не сочувствовал Власову, считая его выступление лживым и стратегически недопустимым. Но его затея имела еще иной смысл: спасти те сотни тысяч русских пленных и «остовцев», которые буквально вымирали у немцев от голода и жестокого обращения. Выдать советам на казнь или муку тех, кто оказался на «власовских» листах, – значит добивать тех, кого не доконали немцы: это гибнет русский народ, русская демократия.».

____________________________

Ю.Т.Лисица «Жизнь и деятельность И.А.Ильина в эмиграции»

А.И.Солженицын, "Архипелаг ГУЛаг", " Отношение к власовцам" 

ДОКУМЕНТЫ 

Публикация А. С. Пученкова, О. В. Романько и С. В. Машкевича: "А.И. Деникин. «Генерал Власов и "власовцы"»"