Найти тему

Как мы с дочкой читали "Дьяволиаду" и "Морфий"

Старшая расширяет ассортимент прочитанного Булгакова, одолела "Дьяволиаду", читала долго и вдумчиво (шо там читать, там 53 страницы?) и привезла маман (то есть, мне), полная отрицательных чувств в отношении любимого автора.

Узнаёте?
Узнаёте?

Я, внезапно, не готова к обсуждению - не читала! Открываю, вникаю в историю про выдачу зарплаты церковным вином и спичками, которые не зажигаются, про злоключения главного героя на работе, которые сегодня мы бы назвали модным словечком "отмена", и думаю: время идёт, люди всё те же, и даже история про спички и вино закольцевалась спустя 70 лет после написания "Дьяволиады".

Паустовский вспоминает, как Булгаков приехал однажды к нему в маленький провинциальный городок за пару сотен километров зимой, в промозглую синь. Ему для описания в романе надо было взглянуть на снежные шапки! Целый день он провёл, бродя по городу и глядя на снег.

Экскурсовод в Москве в доме-музее Булгакова этот момент не упоминает. Он рассказывает о злоупотреблении морфием, о страшном аборте первой жены (Фрида с платком, помните?), о тифе и как жена выхаживала Мишу, о втором браке, затем о третьей женщине в его жизни, благодаря которой роман о Мастере и Воланде стал великим романом о любви. Это непростая и грустная история о не очень хорошем Булгакове-человеке. А история Паустовского - о Булгакове - писателе. Том, кто должен был обязательно посмотреть на снежные шапки после метели в провинциальном городке, чтобы они воплотились потом в реальность его романа. Настоящие.

Фото из "нехорошей квартиры", переход из шкафа в камин
Фото из "нехорошей квартиры", переход из шкафа в камин

В общем, дочке пришлось рассказать анекдот про "Балабаноффо? Ну тафай-тафай!". Но, боюсь, историческая канва "Дьяволиады" от этого особенно ближе не стала. Для них это уже "преданья старины глубокой", и остаётся только надеяться, что актуальность этого повествования не вырулит на третий круг.