#первыйвыходчеловекавоткрытыйкосмос
#приключениякосмонавтов
#какэтобыло
#реальнаяистория
18 марта 1965 года космонавты Павел Иванович БЕЛЯЕВ и Алексей Архипович ЛЕОНОВ, одетые в скафандры, заняли места в корабле "Восход-2". После выхода корабля на орбиту в конце первого витка вокруг Земли экипаж начал готовиться к ответсвенному, впервые проводимому эксперименту - выходу человека в открытый Космос.
Космонавты выполняли движения, многократно отработанные на тренажёрах. Леонов отстегнул привязные ремни, Беляев помог ему надеть ранец с индивидуальной системой жизнеобеспечения и запасом кислорода, наполнил шлюзовую камеру воздухом. После необходимых проверок был открыт люк в шлюзовую камеру. Леонов "вплыл" в неё, проверил скафандр и связь. Его товарищ закрыл люк и приступил к разгерметизации камер. Затем был открыт наружный люк шлюзовой камеры. Путь в Космос свободен!
Навыки, приобретённые упорными тренировками на Земле, позволили Леонову без осложнений выполнить выход из люка камеры в Космос. И всё же эмоциональное напряжение и стресс у него были настолько сильны, что частота пульса достигала 147-162 ударов в минуту. Космонавт мягко оттолкнулся от корабля и "отплыл" от него примерно на 1 метр. А в это время Беляев передавал на Землю сенсационное собщение: "Человек вышел в космическое пространство!"
Леонов раскинул руки и как бы парил в пространстве, называя районы Земли, над которыми он пролетал, пока не поступила команда от Беляева на возвращение в корабль.
Первая попытка войти в люк шлюзовой камеры оказалась неудачной. В Центр управления полётом поступил тревожный сигнал: "Я не смог..." Следовали повторные безуспешные попытки. "Я опять не смог..." - сообщал Леонов. Оказалось, что во время пребывания в Космосе скафандр потерял свою гибкость и не позволял космонавту сложиться при входе в люк.
Напряжённость ситуации возрастала. Отработанные на Земле действия в данном случае не приводили к успеху. От такого "сюрприза" космонавта охватило волнение, дыхание его участилось, и расход кислорода увеличился. Борьба за жизнь длилась уже 12 минут, скафандр наполовину был залит потом человека, а запас кислорода в системе жизнеобеспечения космонавта рассчитан только на 20 минут. Центр управления полётом переживал вместе с космонавтом, С.П. Королёв успокаивал и ободрял.
Вдруг Леонов принял решение войти в люк головой вперёд! Это ему удалось, но одновременно он ударился стеклом гермошлема о стенку камеры. Ужасно! Ведь стекло могло лопнуть, и космонавта спасти было бы невозможно.
В дальнейшем полёт проходил нормально. Возвращение на Землю предусматривалось на 17-ом витке в автоматическом режиме. Экипаж начал готовиться к спуску, но оказалось, что автоматическая система ориентации отказала. В Центре управления приняли решение совершить посадку на 18-ом витке с использованием ручной системы ориентации. Такой спуск совершался впервые.
Всем было понятно - и на Земле, и на корабле, - что при отказе ручного управления экипажу грозит медленная смерть от удушья. Леонов и Беляев, не исключая и эту версию, договорились о мерах, которые они могли бы предпринять по облегчению последних минут жизни.
А до последнего момента началась борьба за выживание. Для придания кораблю правильного направления космонавтам следовало покинуть кресла и "подплыть" к специальному прибору. Ориентацию выполнял Беляев, но ему было трудно фиксировать своё тело рядом с прибором, и его поддерживал Леонов. Работа оказалась нелёгкой, от напряжённости пульс Беляева достигал 115 ударов в минуту.
За время возвращения космонавтов в кресла к органам управления двигательной установкой корабль, перемещаясь по орбите, отклонился от сориентированного направления и приземлился далеко от заданного района - в 180 километрах севернее Перми, в Усольском районе. В полдень над уральской тайгой раскрылись огненные оранжевые купола парашютов, и спускаемый аппарат, ломая ветви вековых деревьев, опустился в снег.
Выбраться космонавтам из кабины было невозможно. Крышку выходного люка-лаза придавило стволом берёзы, а крышку запасного люка наглухо зажала обломившаяся сосна. После многократных попыток крышку люка-лаза всё же удалось сдвинуть с опорных болтов и откинуть её.
Место посадки стало известно поисково-спасательной службе, но оказать космонавтам срочную помощь не представлялось возможным. Лес - без конца и края. Высоченные ветвистые ели, стройные сосны не позволяли посадить вертолёт, а с висячего трапа нельзя было спрыгнуть - слишком высоко. С вертолёта космонавтам сбросили тёплую одежду, но она повисла на ветвях деревьев.
В кабине аппарат становилось холодно. Полётные скафандры не предназначались для защиты от уральских морозов. Изобретательный Леонов нашёл выход. Вместе с Беляевым они содрали со стен кабины дедероновую обшивку. Приспустив скафандры, обмотали себя до пояса дедероном, закрепили его стропами парашютов, а затем вновь натянули и наглухо задраили свои скафандры. Стало теплее, но стоило задремать, как холод снова давал о себе знать.
С помощью лесорубов в нескольких километрах от места посадки удалось подготовить площадку для вертолёта. К аппарату пробрались спасатели, и затем они в течение нескольких часов вели экипаж к вертолёту.
(с) Виталий Гришин